Интервью прокурора Самарской области Юрия Денисова, опубликованное в "Российской газете" 15.08.06.
Главная по праву
Чтобы выявить причины преступности, прокуратура должна заниматься следствием.
Большинство наших сограждан не видят разницы между прокуратурой и милицией, поскольку там и там работают следователи, возбуждают уголовные дела, разоблачают преступников. И лишь немногие знают, что одно из ведущих направлений в деятельности прокуратуры с самого момента ее создания еще в петровской России – это надзор за исполнением законов, за что она еще тогда получила титул «око государево». Эта тема и стала главной в заочном разговоре наших читателей с недавно назначенным прокурором Самарской области, государственным советником юстиции III класса Юрием Денисовым.
Российская газета | Юрий Дмитриевич, что все-таки стоит на первом месте в деятельности органов прокуратуры – расследование уголовных преступлений или все же функции теперь уже не государева, но государственного ока?
Юрий Денисов | Я бы не стал выстраивать возложенные на нас обязанности по ранжиру. То, что делает прокуратуру надзорным органом или, как вы говорите, «государственным оком», – это, несомненно, ее полномочия по надзору за соблюдением Конституции и законов Российской Федерации, прав и свобод граждан, в том числе в сфере уголовного преследования как по выявлению и пресечению нарушений законов, так и по привлечению нарушителей к ответственности – дисциплинарной, административной, уголовной. Это с одной стороны. С другой стороны, Уголовно-процессуальный кодекс по определенной категории преступлений, как правило, представляющих повышенную общественную значимость и опасность (нарушения конституционных прав граждан, коррупция, противоправные действия сотрудников правоохранительных органов, лиц особого правового статуса, нарушения природоохранного законодательства), закрепляет за прокуратурой обязанность не только возбуждать уголовные дела, но и проводить их расследование, что, несомненно, усиливает ее правозащитную роль, давая возможность довести цепочку «преступление – наказание» до логического конца. И еще один немаловажный момент – «пищу» или основания для расследования уголовных дел нашим следователям зачастую дают проверки исполнения законов прокурорами. При этом чем меньше формализма, а больше глубины и анализа, тем лучше результат. Например, прокурорами области по материалам собственных проверок в первом полугодии этого года возбуждено 1187 уголовных дел, тогда как за тот же период 2005 года – только 89. В свою очередь, при расследовании уголовных дел следователями также выявляются нарушения закона, например в виде незаконных правовых актов, что требует уже прокурорского реагирования. Таким образом, обе эти функции дополняют и усиливают друг друга, делая прокуратуру уникальным, не имеющим аналогов инструментом защиты интересов общества, государства и прав граждан.
РГ | Читательская почта нашей газеты, многочисленные звонки свидетельствуют о том, что эти права нарушаются чуть ли не повсеместно как органами власти, так и работодателями.
Денисов | Увы, правовой нигилизм многих чиновников, и особенно руководителей и владельцев предприятий, в первую очередь небольших, действительно переходит все разумные и даже неразумные пределы. Принцип «что хочу, то и ворочу» настолько прочно вошел в их деятельность, что искоренять его очень и очень трудно. Вот на это искоренение, прежде всего, сейчас и нацелена деятельность органов прокуратуры. Наша статистика свидетельствует, что в первом полугодии нынешнего года прокурорский надзор за исполнением законов стал более результативным. За это время выявлено почти в три раза больше нарушений законодательства – 76 817 против прошлогодних 29 351, так же кратно возросло количество принесенных протестов и заявлений в суд. По представлениям прокуроров около тысячи должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в административном порядке наказаны 2 839 человек. Такова статистика, с одной стороны, печальная, так как она свидетельствует все о том же правовом нигилизме, с другой – оптимистичная, поскольку зло выявляется и наказывается во все большем масштабе.
Однако в этой работе есть еще один аспект, на который мне пришлось обратить внимание подчиненных на итоговой полугодовой коллегии. Прокурорский надзор, в том числе за контролирующими органами, должен носить упреждающий характер, когда то или иное нарушение выявляется и устраняется прежде, чем оно повлекло за собой последствия, от которых могут пострадать люди, связанные с нарушителем некими правоотношениями. Так было, например, в Самаре с выделением земельных участков и строительством на них объектов, когда на протяжении нескольких лет на глазах у контролирующих органов и прокуратуры нарушения в этой сфере множились, в них вовлекались тысячи граждан и десятки юридических лиц. Теперь же, когда нарушения «зафиксированы», выходить из создавшейся правовой ситуации следует предельно осторожно, дабы не спровоцировать социальный взрыв. Критерием оценки работы прокуроров должно стать не число проверок и количество выявленных правонарушений, а качество надзора. А измеряется оно объемом восстановленных прав граждан.
РГ | И все-таки, кто же чаще всего игнорирует закон – чиновники или работодатели?
Денисов | Правовой нигилизм чиновников, как ржа, подтачивает днище государственного корабля. Именно их вольное обращение с законом способствует тому, что даже законопослушные предприниматели и граждане, натыкаясь на искусственные запреты и ограничения, вынуждены принимать предлагаемые чиновником условия для сохранения своего бизнеса или источника дохода. Это и есть коррупция. В остальных случаях я бы не стал выстраивать какую-то иерархию из нарушителей законов. Вот вы, например, знаете, кто чаще всего нарушает права детей?
РГ | Конечно, чиновники, отбирающие у них детские клубы, потом учителя, занимающиеся поборами…
Денисов | Увы, наши проверки показывают, что чаще других права детей, как это ни печально, нарушают сами родители. Поэтому прокурорам приходится обращаться с исками о лишении родительских прав, когда все возможные профилактические меры исчерпаны, а родители становятся уже просто опасными для своих детей. Они годами не только не уделяют им никакого внимания, но и собственным поведением заставляют их даже убегать из дома, когда-то бывшего родным. Иногда поэтому приходится не только прав лишать, но даже и выселять. Так, к примеру, пришлось действовать прокурору Комсомольского района Тольятти. Женщина своим поведением вынудила несовершеннолетнего сына уйти из дома. Теперь она лишена родительских прав и выселена из квартиры без предоставления жилья.
РГ | Вера Миронова из Тольятти спрашивает, согласны ли вы с действующим порядком взимания алиментов, когда беглые отцы годами скрываются, а ребенок все это время не получает никаких средств.
Денисов | К сожалению, наше законодательство действительно не в полной мере защищает права детей в случаях невыплат алиментов. А статья 157 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность злостных неплательщиков, по многим причинам, в том числе из-за отсутствия сдерживающих санкций, просто не работает. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно в отдельных случаях алименты платить иначе. Если женщина их не получает, то ей должно платить государство из расчета средней зарплаты по региону. А потом уже оно всеми своими немалыми силовыми возможностями разыскивает должников и взыскивает эти суммы вместе с пени и штрафами, и понесенными расходами. Хлопот, конечно, прибавится. Но в интересах будущего поколения сделать так просто необходимо. А понесенные государством расходы в перспективе окупятся, в том числе и через снижение подростковой преступности. И потому, на мой взгляд, Государственная дума РФ должна внести соответствующие поправки в федеральное законодательство. Наша прокуратура, кстати, сейчас работает над ними, чтобы предложить их субъектам законодательной инициативы.
РГ | Сергея Вилкова из Самары интересует, почему никак не наказаны руководители СНТК имени Кузнецова, где задержка и без того мизерной зарплаты порой достигала полугода?
Денисов | Это не совсем точная информация. Прокуратура не могла не вмешаться в ситуацию, ведь долги по зарплате на этом предприятии в настоящее время составляют около 60 миллионов рублей – половину от имеющейся по области. За нарушение трудового законодательства на руководителя предприятия Сергея Тресвятского в ноябре прошлого года по инициативе прокурора наложен штраф, а в этом году прокуратура направила в суд постановление о применении к нему мер ответственности в виде дисквалификации. Но, к сожалению, суд прокуратуру не поддержал, посчитав, что вины руководителя в данной ситуации нет. Будучи у меня на приеме, Тресвятский обещал, что уже в сентябре задолженность будет погашена. Если же этого не случится, на принятых мерах мы не остановимся. Кстати, надзор за погашением долгов по зарплате – это одна из приоритетных сфер деятельности прокуратуры области. И в последнее время он приносит свои плоды. На 1 июля численность работников, которым своевременно не выплатили зарплату, составила 13,7 тысячи человек. Год назад их было почти в два раза больше – 24,9 тысячи.
В прошлом году благодаря органам прокуратуры жители региона получили 612 миллионов рублей задерживаемой работодателями зарплаты. А 169 руководителям самых разных предприятий, от маленьких до больших, объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона, внесено более полутора тысяч представлений об устранении нарушений закона, в суды направлено более семи тысяч заявлений о взыскании зарплаты. Почти полторы сотни должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке. Кроме того, по инициативе прокуроров 400 работодателей привлечено к административной ответственности, 35 из них по статье, предусматривающей дисквалификацию по решению судов. Возбуждено 18 уголовных дел в отношении руководителей за невыплату зарплаты, 7 из них уже направлены в суд. Но в последнее время мы столкнулись с тенденцией роста жалоб граждан на неисполнение судебных решений о выплате задержанного заработка. Это уже явная недоработка региональной службы судебных приставов.
РГ | По мнению нашей читательницы из Самары Нины Михайловой, в последнее время прокуратура, направив представление в областной суд с просьбой о разрешении привлечь мэра областного центра к уголовной ответственности, вновь стала «политическим инструментом».
Денисов | Я в Самарской области работаю недавно, но в прокуратуре уже достаточное время, пять лет занимал должность прокурора Сахалинской области, где политическая обстановка не отличалась спокойствием. И, опираясь на этот свой опыт, сделал вывод: не прокуратура втягивается в политику, а ее обычную деятельность кто-то пытается интерпретировать в своих, в том числе политических, целях. Направление и последующий отзыв из суда представления на мэра Самары свидетельствуют только об этих фактах и ни о чем более. По различным нарушениям в областном центре, о которых я говорил выше, возбужден ряд уголовных дел, в рамках расследования которых будет дана уголовно-правовая оценка действиям всех должностных лиц, невзирая на их ранги и заслуги.
РГ | Но тем не менее прокуратура уже потребовала изъятия части земельных участков у их теперешних владельцев, которые якобы получили их незаконно…
Денисов | У нас есть большие сомнения в законности их выделения, поэтому по некоторым проводится проверка, по другим уже есть ясность, и прокуратура инициировала рассмотрение ряда дел в судах. Обычная рутинная работа, в которой нет и не может быть никакой политики. Повышенное внимание прокуратуры к этой теме никак не связано с предстоящими выборами мэра. Усиление надзора обусловлено необходимостью неукоснительного исполнения законов при реализации приоритетных национальных проектов, в данном случае – проекта «Доступное жилье».
РГ | Какие еще задачи, помимо сопровождения приоритетных национальных проектов, вы ставите перед своими коллегами, ознакомившись с ситуацией в области?
Денисов | Их много. Но я бы выделил прежде всего координацию усилий всех структур, ответственных за борьбу с преступностью. Нас тревожат значительный рост преступности в общественных местах, хищения нефтепродуктов из топливопроводов путем незаконных врезок, недостаточная работа правоохранительных органов по выявлению фактов коррупции в системе государственной и муниципальной службы, расследование преступлений против жизни человека. Особое внимание надо уделить правам слабо защищенных категорий граждан, гласности и открытости в работе органов прокуратуры. Полагаю, что укреплению взаимодействия прокуратуры с населением и СМИ послужит и наш недавно открытый сайт: www.prokuror.samara.ru.
Подготовил
Аркадий Соларев
*