Самарские оперные певцы, балетные танцовщики и музыканты на два года остаются без собственной сцены. Областные власти, затеявшие реконструкцию здания театра оперы и балета, обещают залатать все акустические дыры и оснастить сцену и зрительный зал современным оборудованием.

Самарский театр в конце нынешнего сезона, сыграв пару раз премьерный балет Beatles forever («Битлз — навсегда»), срочно прервал прокат объявленного репертуара. Директор Юрий Фастовщук на экстренном собрании труппы сообщил, что губернатор Константин Титов подписал распоряжение о закрытии театра в связи с началом капитального ремонта центральной части здания. Артистам оперы и балета, музыкантам оркестра, а также прочим театральным служащим теперь в течение как минимум двух лет придется существовать по большей части в роли квартирантов — играть малогабаритные спектакли на сценах самарской драмы и районных ДК.

Тридцать лет без косметики

Губернаторское распоряжение можно считать подарком театру в честь его 75-летия — самарская опера открылась 1 июня 1931 года спектаклем «Борис Годунов». С 1938 года театр располагается на самой большой в Европе площади имени Куйбышева (имя этого большевика-ленинца город носил до 1990 года), в здании, построенном как Дворец культуры (тоже, кстати, имени Куйбышева). Массивное сооружение, обильно украшенное советской символикой, было возведено на месте взорванного в 1932 году православного кафедрального собора — одной из главных архитектурных достопримечательностей Самары.

В театре давно свыклись с существованием в помещении, не приспособленном к полноценной постановочной деятельности, с тем, что в зрительном зале имеются акустические «дыры», в которых даже столичные оперные басы теряют свою мощь… Последний косметический ремонт в театральных помещениях проводился 32 года назад.

Два года назад областные власти решили капитально отремонтировать храм классического искусства и место таких гламурных мероприятий, как ежегодный губернаторский новогодний бал или корпоративные parties нефтегазовых и финансовых структур. Реконструировать столь значимое для губернии здание предстояло поэтапно, чтобы по возможности сохранять творческую деятельность коллектива.

Терпсихора потерпит

За два года в театре отремонтированы три репетиционных балетных зала, с тыльной стороны у здания появился немалых размеров пристрой, где будут располагаться хранилища декораций и костюмов, сценического инвентаря, цеха по пошиву костюмов и обуви.

По информации областного министерства строительства, из предусмотренных на первую очередь реконструкции 97 млн рублей из областного бюджета освоено 41,7 млн. Но чтобы начать следующий этап реконструкции основной — центральной части театрального здания, необходимо еще 60 млн рублей. По поводу этих средств участники заседания областного правительства не сошлись во мнении: больше нуждается в них искусство танца или аварийный мост через реку Самару? Министры приняли соломоново решение: из средств, предназначенных на реконструкцию театра, 10 млн рублей направить на ремонт старейшего моста. Правда, долг служителям муз обещали вернуть. А министр культуры области Ольга Рыбакова заявила на собрании труппы, что сама становится «гарантом благополучия театра и неукоснительного соблюдения сроков ремонта».

«Король Лир» обретет дом

Чтобы обещанные гарантии не превратились в пустой звук, в минкульте и минстрое области решили пригласить генподрядчиком на реконструкцию театра компанию пусть не дешевую, но с безупречной профессиональной репутацией. Одной из таковых является международная строительная ассоциация «МОССИБ» — та самая, что год назад закончила реконструкцию Новосибирского театра оперы и балета, высоко оцененную театральными специалистами страны. Среди объектов ассоциации — Кремлевский дворец, здания за рубежами РФ. «МОССИБ» правительство области выбрало головной компанией по реконструкции самарской оперы. Ей предстоит освоить в течение двух лет еще около 700 млн рублей.

Поскольку предполагается кардинальная модернизация сцены, всего зрительного зала, оркестровой ямы, всех рабочих помещений за кулисами, требуется провести геодезические исследования фундамента, дабы избежать нарушений в несущих конструкциях здания. Судя по информации от специалистов минкульта, самарские театралы после реконструкции окажутся как будто в абсолютно новом храме высокого искусства: изменится конфигурация зрительного зала, идеальной станет в нем акустика, сцена будет оснащена современным бесшумным электронным оборудованием, новой световой и звуковой аппаратурой…

Уже сейчас известна и премьера, которой откроется обновленный театр. В Самаре вновь замахиваются на мировую премьеру — музыкальное прочтение известным санкт­петербургским композитором Сергеем Слонимским шекспировского «Короля Лира». По предварительной договоренности работа над оперой будет идти под руководством художественного руководителя «Мариинки» маэстро Валерия Гергиева и при участии знаменитого художника Михаила Шемякина. Так что вместе с шекспировским Лиром вернутся в родные Пенаты и самарские артисты.

Нина Алпатова

«Эксперт Волга» №17-18(21-22), 14 августа 2006

«Эксперт Волга»

***