Главком российских ВВС расстроил узбекских авиастроителей. Ситуацию не спасло согласие Ташкента на возвращение в ОДКБ. Россия все-таки переведет производство военно-транспортных самолетов нового поколения Ил-76МФ из Ташкента в Ульяновск. Об этом в минувшую субботу заявил главком российских ВВС РФ, генерал армии Владимир Михайлов.

Между тем еще недавно представители российского руководства, в том числе и первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, посещая Узбекистан, говорили о «хороших перспективах» сотрудничества с Ташкентским авиационным производственным объединением имени Чкалова (ТАПОиЧ), где в настоящее время и производятся Ил-76 различных модификаций. До распада СССР это крупнейшее в мире авиапредприятие произвело более 960 военно-транспортных самолетов. Однако за 15 последних лет ВВС РФ не закупили в Узбекистане ни одного нового самолета Ил-76. Хотя генерал Михайлов не раз заявлял о том, что основу военно-транспортного парка российской авиации составят именно эти самолеты.

Испытания новой модификации Ил-76МФ, который оснащен новыми двигателями ПС-90А и имеет грузоподъемность 60 тонн, были профинансированы по Гособоронзаказу. Как заявил Михайлов на субботнем празднике российских ВВС, новый военный транспортник полностью соответствует требованиям 4-й главы ИКАО, то есть по своим экологическим характеристикам может приземляться в любом аэропорту мира, чего не скажешь про самолет ИЛ-76МД, для которого с прошлого года закрыто большинство европейских аэродромов. Испытания Ил-76МФ завершились в 2005 году, однако пока самолеты этой модификации являются собственностью Узбекистана (хотя они на 90% собраны из запчастей, произведенных в России). Но Михайлов и другие представители Минобороны РФ заверяли, что в ближайшие годы ВВС РФ будут закупать военно-транспортные самолеты Ил-76МФ для нужд военного ведомства. Предполагалось, что ТАПОиЧ войдет в состав создаваемого в РФ авиационного холдинга, а производство Ил-76 останется в Ташкенте. Хотя ранее активно лоббировался проект переноса производства этого самолета в Воронеж.

Позже от этой идеи отказались, а когда Узбекистан после андижанских событий (май 2005 года) и вывода американской военно-воздушной базы из Ханабада (октябрь 2005 года) вновь восстановил свое членство в ОДКБ (май 2006 года), эксперты предрекли окончательную кооперацию российских и узбекских авиастроителей по новой модификации военно-транспортного самолета. Тем не менее сейчас, когда политические отношения между Москвой и Ташкентом значительно потеплели, Москва решила перевести производство Ил-76 в Россию.

Эксперты полагают, что озвученное генералом Михайловым решение по судьбе Ил-76 окончательное. В частности, авторитетный аналитик, главный редактор интернет-издания «Фергана.Ру» Даниил Кислов напоминает, что «именно он в свое время первым заявил о том, что Москва откажется от российско-украинского проекта по самолету Ан-70, причем за год до того, как это было озвучено высшим российским руководством». «То же самое происходит сейчас и с Ил-76МФ», – сказал «НГ» эксперт.

14.08.2006

Владимир Мухин

Независимая газета

*