— Дежурный истребитель, готовность номер один, цель высотная, — команда полковника Олега Лашкевича, командира гвардейского истребительного авиационного полка, предопределяет дальнейшее развитие событий. Спустя несколько минут из здания дежурного звена выбегает одетый в высотное снаряжение пилот и спешит к стоящему неподалеку истребителю МиГ-29. Запустив двигатели и проверив работу систем управления, летчик выруливает на взлетно-посадочную полосу.

     — Ноль девятый на старте, к взлету готов, — докладывает он руководителю полетов.

     — Взлет разрешаю!

     Рванув вперед по полосе, крылатая машина с надсадным ревом взмывает в небо и стремительно уходит в облака… В заданном районе пилот сразу же обнаруживает противника – иностранный легкомоторный самолет, который, не отвечая на запросы, с завидным упорством продолжает продвигаться к центру России. На его борту – террористы.

     — Цель захватил, — докладывает летчик-истребитель руководителю полетов.

     — Цель уничтожить!

     Пуск управляемой ракеты — и самолет, свалившись на крыло, начинает стремительно падать вниз. Цель успешно поражена, можно возвращаться на базу…

     На этот раз противник был условным, а стрельба – имитированной. Подобные тренировки в истребительном авиаполку проводятся регулярно. В нейтральной воздушной зоне вдоль Государственной границы периодически курсируют иностранные самолеты, которые не отвечают на запросы наших дежурных по ПВО. Так воздушные нарушители проверяют бдительность нашей системы противовоздушной обороны. Но все это напрасно – летчики-истребители в любой момент готовы вылететь на перехват.

     …После полудня в полку начинаются плановые полеты. Технический состав под руководством заместителя командира полка по ИАС подполковника Павла Гелеверя вытягивает самолеты из укрытий и готовит их к выполнению учебно-боевых задач. При помощи специалистов базы аэродромно-технического обеспечения крылатые машины буксируют на ЦЗТ (центральную заправку топливом). Затем к самолетам подъезжает машина АПА (агрегат питания аэродромный), которая обеспечивает их энергией.

     Задач на восьмичасовую летную смену достаточно – подготовить летный состав на классность, натаскать молодых пилотов по программе курса боевой подготовки, поддержать натренированность опытных летчиков, несущих боевое дежурство по ПВО, а также ввести в строй пилотов, у которых был перерыв в полетах.

     …С ревом взлетел и ушел в облака разведчик погоды. Спустя пару минут самолет вновь показался над базой. Сделав два круга – проверив таким образом исправность аэродромных радиотехнических средств захода на посадку, – подполковник Иван Притуляк и майор Евгений Ермак направляют машину в заданный район.

     А у летчиков начинается предполетный тренаж. В кабинах самолетов они еще раз мысленно «проигрывают» свои действия, которые будут выполнять в воздухе – начиная с взлета и заканчивая посадкой. Затем запускают двигатели и проверяют работу всех бортовых систем. Готовность каждого пилота к вылету контролирует командир эскадрильи подполковник Виталий Анисимов.

     …Приземлился учебно-боевой МиГ-29, который выполнял разведку погоды по маршруту предстоящих полетов. Летчики визуально определили верхнюю и нижнюю границы облачности, видимость под облаками, удаление опасных погодных явлений, а также проверили слышимость на каналах боевого управления и работу всех радиотехнических средств аэродрома. Хлопок — и скорость самолета гасит оранжевый тормозной парашют.

     Тем временем участвующие в полетах летчики собираются на постановку задач на контрольно-диспетчерском пункте. Пилоты, выполнявшие разведку погоды, докладывают воздушную обстановку. Получив последние наставления от командира полка, через некоторое время один за другим, пробивая облачность, истребители-перехватчики уходят в небеса…

     Гвардейский Ленинградский Краснознаменный, ордена Суворова III-й степени истребительный авиационный полк Командования специального назначения привлекается для несения боевого дежурства в системе противовоздушной обороны. Такова уж специфика авиации ПВО – всегда быть готовыми взмыть в небо и отразить атаку сил и средств противника. 1 июня 1999 года пилоты полка заступили на боевое дежурство на курской земле. И с тех пор охраняют воздушные рубежи Центральной зоны ПВО. Профессионализм перехватчиков не раз отмечался высоким командованием.

     Так, в апреле этого года полк проверяла Военная инспекция Минобороны. Тогда двенадцать экипажей были подняты по тревоге и перебазировались на аэродром Приволжский Астраханской области. На полигоне Ашулук управляемыми ракетами они уничтожили двенадцать целей из двенадцати, по праву заслужив за стрельбу отличную оценку.

     А в середине июня еще пять экипажей участвовали в командно-штабном учении «Щит Союза-2006». Истребители вошли в состав западного оперативно-тактического командования и, перебазировавшись на аэродром Барановичи, совместно с белорусскими коллегами заступили на боевое дежурство. Тогда для перехвата условного воздушного нарушителя по тревоге были подняты два полковых экипажа, которые уничтожили их на установленных рубежах.

     На сегодняшний день костяк авиаполка составляет так называемый основной боевой расчет, в который входят наиболее опытные пилоты, несущие боевое дежурство по противовоздушной обороне. Деление пилотов в авиачастях на основной боевой расчет и нелетающих летчиков началось еще в середине 1990-х, когда топливный краник для российской военной авиации был перекрыт – горючего едва хватало для того, чтобы дать опытным пилотам налетать по 15 часов в год. Ну а молодые, конечно же, сидели на земле.

     — Так и приходилось поддерживать профессиональный уровень одних за счет других – нелетающих пилотов, — говорит командир полка гвардии полковник Олег Лашкевич. В итоге пришли к тому, что в 2003 году в полку всего три летчика имели 3-й класс, а почти половина вообще не имела классности.

     Однако сейчас ситуация кардинально меняется. В первую очередь благодаря регулярным поставкам топлива, которого авиаторам, кстати, перепадает лишь четвертая часть от самых минимальных потребностей. Но, как говорится, и на том спасибо. За последние три года в полку сумели подготовить много перспективных пилотов. Результат говорит сам за себя – здесь нет нелетающих летчиков. А без класса – всего трое недавно пришедших в полк выпускников летных училищ. Теперь большая часть топлива тратится на молодежь, а опытным пилотам дается минимум для поддержания навыков.

     Вообще, времена, когда летчики получали 1-й класс, будучи в звании майор, здесь вспоминают с ностальгией. В середине 1980-х в полку было даже внештатное деление эскадрилий по предназначениям. Одна эскадрилья – так называемые воздушные бойцы, которые специализировались на ведении маневренного воздушного боя. Пилоты второй проводили разведку и работали по земле 30-мм пушками, неуправляемыми ракетами и бомбами. А третья – молодежная, в которой ставили на крыло выпускников училищ и готовили пилотов на класс.

     — На полигон для работы по наземным целям мы не летаем уже с 1992 года. Только фотострельба и фотобомбометание. Однако личный состав подготовлен к нанесению ударов по земле. И если завтра нам поставят такую задачу, мы ее выполним, — с гордостью говорит командир полка.

     В мае прошлого года шесть полковых экипажей обеспечивали празднование Великой Победы. За несколько дней пилоты совершили четырнадцать боевых вылетов для дежурства в зонах поражения. И раз неприятель не потревожил небо столицы, значит, боевую задачу они выполнили.

     Когда видишь, как один за другим грозные и стремительные МиГи отрываются от полосы и за какие-то минуты взмывают в небо, от восторга замирает дух и сердце переполняет гордость. И в том, что пилоты действительно способны справиться с поставленными задачами, сомневаться не приходится.

     

     

     Комментарий командующего войсками Командования специального назначения генерал-полковника Юрия СОЛОВЬЕВА:

     — При минимуме средств, выделяемых нам на боевую подготовку, мы стараемся и готовить молодых пилотов, и поддерживать должный уровень подготовки опытных. Очень горько, когда по объективным причинам — из-за отсутствия жилья и мизерного денежного довольствия — увольняются перспективные летчики. Надо приложить максимум усилий, чтобы этого не происходило. А именно — в пять-семь раз повысить денежное довольствие военнослужащим.

     Последние три года мы успешно наращиваем темп боевой учебы — в 2005 году мы впервые за многие годы провели двухсторонние учения, когда воздушной армии противостояла группировка корпуса ПВО. В ходе этих маневров отработали вопрос, который даже не помню, когда в последний раз отрабатывался — истребительная авиация ПВО прикрывала ударную — бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков. Почему мы, образно говоря, собираем волю в кулак и проводим такие учения? Да потому что, как показывают последние события на Ближнем Востоке, первыми в современной войне в бой вступает не пехота, а авиация и средства ПВО. Так что главное в боевой подготовке не отчетность, главное — научить людей воевать.

     Пользуясь случаем, хочу поздравить авиаторов с их профессиональным праздником. Думаю, тяжелые времена для авиации уже в прошлом. Хочу пожелать всем воинам Военно-воздушных сил здоровья и оптимизма. Удачных вам взлетов и мягких посадок. А мы уж постараемся, чтобы взлеты случались как можно чаще.

Андрей ЛУНЁВ, Юрий ШИПИЛОВ (фото), «Красная звезда».

«Красная звезда»

***