Генеральный директор ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Есиповский ушел с занимаемой должности. По официальной версии — «в связи с переходом на другую работу». По неофициальной, но единодушно всеми поддержанной — из-за разногласий в команде. Разногласия возникли по двум вопросам: об объеме сотрудничества с французским автоконцерном «Рено» и о функциях, которые будет выполнять управляющая компания, создаваемая в Москве.

Французы выразили желание собирать на заводе свою модель Logan — от 80 до 120 тысяч машин в год (эту модель уже собирают в Москве). Также обсуждали возможность приобретения лицензии на производство двигателей «Рено». Для себя же французская сторона попросила акции АвтоВАЗа — 25 процентов за 400 миллионов долларов. Есиповский был категорически против продажи акций. Противоположную точку зрения высказал вице-президент завода по стратегии и сбыту Александр Пронин.

Напомним, что в настоящее время около 60% акций находится у дочерних структур АвтоВАЗа — ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации» и ОАО «Автомобильный всероссийский альянс». По понятным причинам (председателем совета директоров первой фирмы является Игорь Есиповский, а второй — Владимир Артяков) «Рособоронэкспорт» (РОЭ) не торопился приобретать акции АвтоВАЗа и всячески открещивался от звания собственника завода. Однако в середине июля генеральный директор РОЭ Сергей Чемезов заявил, что его компания готовится к покупке 60% акций за 1 миллиард долларов, по всей видимости, для передачи их управляющей компании ОАО «АвтоВАЗ». Если эта передача действительно состоится, то возможность получения заводом денег от государства (новый менеджмент все это время вел переговоры о получении от 3 до 5 миллиардов долларов из инвестиционного фонда) станет еще более сомнительной: в противном случае РОЭ оставил бы акции у себя в качестве залога.

Приход «Рено» на АвтоВАЗ, безусловно, выгоден для предприятия. Но не для города. Карлос Гон — президент автоконцерна «Рено-Ниссан» — известен как «киллер затрат». За два с половиной года он сумел вывести «Ниссан» на безубыточный уровень — путем сокращения персонала и избавления от непрофильных активов. Несложно предположить, что ждет Тольятти в случае, если сделка состоится.

Решение о начале реализации проекта по созданию управляющей компании ОАО «АвтоВАЗ» было принято на том же совете директоров, на котором приняли отставку Есиповского. Бывший генеральный директор считал, что управляющая компания — стопроцентная «дочка» ВАЗа — должна заниматься исключительно вопросами сбыта. По мнению все того же вице-президента Александра Пронина, компания должна взять на себя также контроль финансовых потоков и снабжение. При этом реальные функции, которые останутся у генерального директора завода, — это решение производственных задач.

Помимо ключевой фигуры предприятия, пострадают также город и область: вместе со всеми финансовыми потоками в «бедную» столицу России уйдет и налог на прибыль. При прибыли ВАЗа в 5—6 миллиардов долларов в год это больше миллиарда долларов. Заметим, что доля АвтоВАЗа в бюджете Самарской области до сих пор составляла около 30%. В Тольятти же опосредованно с ВАЗом связано до 80% поступлений в городскую казну. Сейчас вазовцы стали меньше покупать товаров длительного пользования — очередная смена руководства повлияла на всех.

Игорь Есиповский провел у руля АвтоВАЗа 7 месяцев и 7 дней, он стал седьмым генеральным директором в истории завода. Изначально осчастливив — точнее, обнадежив — своим появлением, московская команда в настоящее время разочаровала многих. Да, за этот период разобрались с убыточным для завода совместным с «Дженерал Моторс» предприятием, довольно успешно начали избавляться от посредников (это позволит экономить до 60 миллионов долларов в год)… Но еще было неадекватное перераспределение квот на продажу машин в пользу московской фирмы «Элекс-Полюс» (председателем совета директоров которой до недавнего времени был Александр Пронин), были громкие заявления о строительстве нового завода на 450 тысяч автомобилей, которые поутихли, и сейчас на повестке дня — строительство нового завода, но уже двигателей.

Сведения о том, что Есиповского лишат должности, появились уже весной. Он-де не смог сплотить людей в одну команду, показал себя слабым руководителем. Создается впечатление, что разногласия в среде нового менеджмента были не только и не столько в вопросах стратегии развития завода — внятной стратегии нет до сих пор. Главное разногласие — в цели прихода на завод. Люди пришли за деньгами — завод был и остается рентабельным. Только одна часть команды была согласна подождать, когда их работа начнет приносить прибыль, другая же часть захотела все и сразу. Последние, кстати, реальнее оценивали свои шансы: в целом на завод пришли люди, не работавшие ни в автопроме, ни просто на масштабных предприятиях вроде АвтоВАЗа.

Между тем за время правления нового вазовского руководства объемы продаж иномарок по стране выросли на 55% — за первое полугодие продали больше, чем за весь предыдущий год. Значительную роль тут сыграли иномарки отечественной сборки. В настоящее время правительство рассматривает около десяти проектов договоров с иностранными автоконцернами о строительстве сборочных заводов на территории России. За это же время АвтоВАЗ увеличил объем продаж на 9,4%. Почувствуйте разницу.

Хроника последних событий

В ночь на 3 августа у подъезда своего дома железными прутьями был избит заместитель начальника отдела внутреннего контроля дирекции по безопасности «АвтоВАЗа» Станислав Сычевский. Ночью ему позвонили и попросили срочно прийти на работу. Пострадавший был доставлен в реанимацию с переломом свода черепа и ушибом головного мозга.

Профессиональная версия у следствия — основная. Сычевский проработал в вазовской охране 13 лет и до последнего времени контролировал вывоз запасных частей с территории завода. Есть информация, что недавно на предприятии был перекрыт крупный канал хищения автодеталей. Согласно другой версии, сотрудники Сычевского обнаружили приписки, которые происходили при передаче металла из металлургического производства в металлосборочное. Неучтенка шла на изготовление запчастей для вторичного рынка. По оценкам экспертов, прибыль от этих операций могла составлять до миллиарда рублей в год.

Случай с Сычевским — четвертое происшествие подобного рода после прихода к власти новой команды. Покушение было совершено на директора компании «Арлан-Лада» Андрея Худышева, его фирма занималась поставками металла на завод. Железными прутьями забили до смерти заместителя генерального директора по экономике и финансам ОАО «АвтоВАЗагрегат» Бориса Селиванова («АвтоВАЗагрегат» поставляет на завод комплектующие). Был убит тольяттинский авторитет Игорь Ильченко, связанный с дилерами завода. Однако на менеджера ВАЗа руку подняли впервые.

Дарья МАРЧЕНКО, наш соб. корр., Тольятти

10.08.2006

№ 60

10 августа 2006 г.

Новая газета

***