Самара могла стать "столицей пяти морей"
Ученые-энтузиасты Олег Ратник и Игорь Павлович ищут трофейные немецкие корабли, судно «Александрия», перевозившее сокровища, и выясняют, должна ли была стать Самара «столицей пяти морей».
В 2004 году неподалеку от Самары, возле поселка Красная Глинка сгорело судно с легендарным прошлым. Огонь разделался с уникальным кораблем под названием «Ева Браун» со второй попытки. Первый раз пожар на «Еве» произошел в мае 2003 года. Тогда в огне чуть не погибли люди. Этот корабль был построен в Италии по заказу фашистской Германии в 1936 году. В мире есть только один аналогичный аквалайнер — «Адольф Гитлер».
После войны «Ева Браун» в качестве трофея досталась Советскому Союзу. Корабль получил новое название — «Корсаков». В конце 60-х годов судно, перевозя из нашей страны груз оружия во Вьетнам, было подбито американцами. Корпус из высококачественной стали залатали, но для плавания корабль стал непригоден. Его отправили в Самарскую область, и почти 20 лет «Ева Браун» простояла в устье реки Сок. Легендарное судно переделали под рефрижератор. Отныне вместо смертоносного груза в нем хранили консервы. Корабль-холодильник принадлежал предприятию «Самара-рыба».
Прошло время, и «Еву Браун» перестали использовать даже таким образом. Несколько лет судно простояло брошенным, медленно ржавея на берегу. Еще через какое-то время его купил предприимчивый частный предприниматель и решил порезать корабль на металлолом. С этой целью на нем разместилась бригада рабочих.
15 мая 2003 года на судне произошел первый пожар, причиной которого стала искра автогена, попавшая под обшивку корабля. В 2004 году «Еву Браун»-«Корсакова» вновь попытались разрезать на металлолом. И опять случился пожар: загорелись остатки мазута на дне судна. Строптивая «Ева Браун», не желавшая уходить в забвение, была полностью уничтожена.
«В Самарскую область перегнали очень большую часть трофейного флота Германии: и речного, и типа «море-река», — говорит исследователь группы «Авеста» Игорь Павлович. — У нас есть надежда, что где-то на волжских островах, возможно, сохранились еще трофейные немецкие корабли.
Некоторые самарские старожилы вспоминают, что в свое время их использовали как понтоны и швартовые площадки. Турбазы задействовали эти суда для разных административных нужд. Так что надежды обнаружить что-нибудь подобное «Еве Браун» мы не теряем.
Более конкретных документов, например, касающихся численности попавших в область трофейных судов нам не попадалось. Вообще, с документами очень тяжело. В архивах, где мы пытались искать, информация о них носит весьма разрозненный и фрагментарный характер».
На протяжении нескольких лет искатели из «Авесты» предпринимают попытки обнаружить на волжском дне затонувший корабль «Александрия» (или «Александр»).
«Существует версия, согласно которой ряд особо ценных предметов из так называемого наследия византийских императоров Комнинов, обнаруженный в 1916 году русскими войсками и сопровождавшим их отрядом археологов в Трапезунде и вывезенный ими в Россию, был позднее укрыт в Казани, — рассказывает Игорь Львович. — После захвата Казани силами Комитета Учредительного собрания, который тогда располагался в Самаре, часть имевшихся сокровищ попытались вывезти, используя речной путь. На Волге произошло несколько боев. Часть судов до цели не дошли – их затопили. Согласно одной из версий, такая судьба постигла и пароход «Александрия», перевозивший ценности Казанского банка и, в том числе, — трапезундские сокровища».
По словам вице-президента «Авесты» Олега Владимировича Ратника, у правого берега Волги напротив Поджабного затона лежит притопленный на небольшой глубине пассажирский пароход «Пролетарка».
«Это большой корабль дореволюционной постройки, — говорит Олег Ратник. – Мы собираемся заняться его изучением. Прошлой зимой напротив спуска улицы Советской Армии в глубине островов мы также обнаружили достаточно большой буксирный пароход постройки 30-х годов. Он пребывает в наполовину разобранном виде, сохранились носовая часть и надстройки. По-видимому, это судно село на мель и осталось там навсегда. Идентифицировать его очень сложно, так как название не сохранилось. От двигателей в машинном отделении тоже практически ничего не осталось.
Вообще, со сбором информации о затонувших или по той или иной причине брошенных судах возникает много трудностей. Мы разговариваем со старыми речниками, местными жителями, рыбаками. Но их рассказы, как правило, носят весьма противоречивый характер».
Игоря Павловича уже давно интересует концепция начала 30-х годов, когда Самара рассматривалась как «столица пяти морей».
«Вокруг Самары предполагалось возвести пять неглубоких, но достаточно обширных моря, — рассказывает Игорь Львович. — Это должно было сильно изменить климат, повысить урожайность, плюс эти моря позволяли очень широко использовать гидроавиацию, которая на тот момент, когда дорог было мало, а железная магистраль тоже не была достаточно разветвленной, решала бы многие возникавшие проблемы. Такие работы в Самарской области даже были начаты.
Два года назад в ходе экспедиции группа «Авеста» обнаружила в Борском районе губернии фрагменты одного из таких грандиозных сооружений: огромные земляные валы. Но остается непонятным, где же собирались брать воду? Насколько все эти задумки были воплощены в жизнь, сейчас судить трудно. Сведения в основном носят фрагментарный характер».
По словам членов «Авесты», в одном из сел на юго-востоке Самарской области, расположенном в степи, где вокруг на много километров нет ни речки, ни озера, старики говорили, что там перед войной работали военные. Якобы они собирались строить плотину и создавать в степи рукотворное море.
«Строили, строили, — рассказывали местные старожилы, — все вокруг колючкой оплели — до сих пор шины рвем, а потом стройку забросили. Сейчас там пароход один стоит. Ржавый весь уже. Как туда попал, не знаем».
Очевидцы, побывавшие в этом месте в 80-е годы, свидетельствовали: «После долгой дороги по голой степи мы поднялись на земляной вал. Конечно, никакого моря не было. Впереди — вроде бы как равнина. На ней — глиняные кучи да холмы, только для разнообразия между ними какие-то протяженные лужи. Было непонятно, почему при очень сильной жаре они не пересыхали? Все затянуто дымкой. И в этой дымке в одной из больших луж стоял совершенно целый пароход. В длину – метров 40, а может, и больше. Он стоял, чуть наклонившись на нос и правый борт. Большой двухпалубный красавец».
Загадки забытых кораблей и историю пяти искусственных морей и пытаются этим летом разгадать и выяснить исследователи «Авесты».
*