В новом тысячелетии потребителю медийного продукта предложили альтернативу сериалам — реалити-шоу, дав возможность в режиме реального времени подглядывать за интимными подробностями жизни «соседей». Россияне прилипли к телевизорам, следя за развитием событий в «Домах» и прочих застекольях, а рейтинги подобных программ поползли вверх. Но «замочная скважина» как явление, похоже, уже не умещается в телеэфире и Интернете. Теперь слабость россиян к подглядыванию взяли на вооружение и пиар-специалисты компании IKEA, предложив со вчерашнего дня москвичам понаблюдать за молодой семейной парой через прозрачные стены «икеевской двушки».

На парковочной площадке одного из торговых центров компании появился прозрачный павильон, приближенный по метражу к отечественной малогабаритной «двушке». В квартире за стеклом со вчерашнего дня поселилась, по легенде рекламщиков, супружеская пара — Алла и Александр. Им поручено всеми силами доказывать, что и хрущобу при желании можно обставить той домашней утварью, которую продает шведская компания. Как именно молодые люди будут рекламировать мебель и до каких границ откровенности они дойдут, пока неизвестно — вчера нанятые супруги вели себя вполне пуритански. Однако не исключено, что реклама потребует больших жертв. «Люди любят подглядывать, почему бы не предоставить им эту возможность», — пыталась заинтриговать корреспондента «Времени новостей» PR-менеджер компании Алла Забровская.

Моду на своего рода аппаратный вуайеризм — жить под прицелом телекамер — задал в 2001 году канал ТВ 6, запустив в теле- и интернет-эфир первый отечественный аналог уже знаменитой к тому времени на Западе программы Big brother — проект «За стеклом». Реалити-шоу, которое демонстрировало практически без цензуры все подробности жизни молодых людей, вызвало недовольство блюстителей морали. Однако небывалый рейтинг и результаты исследования общественного мнения, которые показали, что шоу смотрели из любопытства даже те, кому оно казалось неприличным, безнравственным и шокирующим, стали прародителями огромного количества подобных программ («Большой брат», «Семь под солнцем», «Дом» и т.д.).

Заселение за витрину неких «живых манекенов», дабы те, играя на струнах известных человеческих слабостей, привлекали побольше покупателей, тоже оригинальным ходом не назовешь. В России тоже уже были попытки «прозрачного» маркетинга, но оправдали ли они себя с коммерческой точки зрения, неизвестно.

К тому же открытие стеклянного дома перед входом в магазин — слишком уж очевидная ловушка из арсенала событийного маркетинга. Да и участники шоу, которым предстоит прожить неделю на виду у тысяч покупателей, вели себя на удивление естественно, что выдавало в них не обычную московскую пару в обычной московской «двушке», как хотели представить организаторы действа, а профессиональных лицедеев. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» сотрудники IKEA в итоге признали, что роль семейной пары действительно выполняют актеры по профессии, которые якобы «в данный момент с актерством не связаны». «Мы исходили из той точки зрения, что люди, которые здесь будут находиться неделю под прицелом камер и любопытных взглядов наших покупателей, должны быть готовы к такому вниманию», — пояснила г-жа Забровская. По этой же причине детская, оборудованная в стеклянном доме, осталась пустовать.

Юлия ХОМЧЕНКО

Время новостей

N°141

09 августа 2006

Время новостей

***