Вчера был представлен общемировой индекс свободы. Государства сравнили по уровню экономической и личной свободы. Самой свободной страной мира оказалась Эстония. Самой несвободной – Северная Корея. Россия заняла 124-е место из 159 охваченных исследованием стран. Однако опрошенные «НИ» эксперты заявили, что сравнивать разные страны по одной шкале и математически высчитывать уровень свободы «несерьезно».

Общемировой индекс свободы-2006 суммировал исследования нескольких авторитетных международных организаций. В его основу были положены индексы экономической свободы фонда Heritage и институтов Fraser и Cato, индекса свободы Freedom House и индекса свободы прессы организации «Репортеры без границ». Результаты этих исследований сначала привели к единой шкале, а затем для каждой страны рассчитали три показателя – уровень экономической свободы, личной свободы и величину налогов. Итоговый индекс свободы был рассчитан в диапазоне от 0 (свободы нет) до 100 (абсолютная свобода).

На первом месте с показателем 85,2 неожиданно оказалась Эстония. В первую десятку также вошли Ирландия, Канада, Швейцария, Исландия, Багамские острова, Великобритания, США, Кипр и Новая Зеландия. По традиции замыкает список из 159 стран Северная Корея с результатом 6,8. Причем и эти небольшие очки строители коммунизма набрали только благодаря налогообложению. Ни экономической, ни личной свободы в этой стране нет. В десятку самых несвободных стран мира также вошли (начиная с конца списка): Ливия, Куба, Мьянма, Лаос, Туркмения, Беларусь, Узбекистан, Зимбабве и Экваториальная Гвинея.

Россия с результатом 42,1 заняла 124-е место, между Центральноафриканской Республикой и Египтом. Нашу страну подвел показатель личной свободы, так как по уровню экономической свободы мы оказались на 97-м месте, а по уровню налогообложения – и вовсе на 75-м. Из других бывших советских республик Литва и Латвия заняли соответственно 16-е и 21-е места, Украина и Молдова – 87-е и 93-е, Казахстан и Таджикистан –132-е и 141-е. Средний же индекс свободы у государств бывшего СССР составляет 49,5, что значительно ниже, чем в Европе (70,5), и несколько выше, чем на Ближнем Востоке (48,4).

В выводах исследования утверждается, что существует прямая связь между индексом свободы и уровнем ВВП на душу населения. Чем больше свободы, тем больше уровень ВВП на душу населения – или наоборот. Однако среди отдельных стран эта зависимость может и не проявляться. Так, самая богатая страна мира Люксембург с ВВП 69,8 тыс. долларов на душу населения оказалась в индексе свободы на 11-м месте рядом с Чили, чей показатель составляет лишь 11,9 тыс. долларов на человека. Россия с душевым ВВП 11 тыс. оказалась ниже нескольких африканских стран, чей ВВП не дотягивает и до тысячи долларов.

Самое интересное, что воедино результаты исследований маститых экспертов догадался свести некий Ник Вилсон, студент одного из университетов американского штата Северная Каролина и активист Либертарианской партии. Он сообщает, что заняться составлением индекса свободы его побудило «отсутствие понятного глобального индекса, объединяющего экономическую свободу в стране и личную свободу ее граждан». А так как ресурсов на проведение собственного исследования у него не было, он был вынужден воспользоваться результатами существующих.

Опрошенные «НИ» эксперты скептически отнеслись к идее выразить уровень свобод одной цифрой. Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов сообщил «НИ», что несколько лет назад отказался участвовать в составлении рейтинга «Репортеров без границ», потому что «определить математически степень свободы слова невозможно», тем более что «в разных странах совершенно разные политические и экономические условия, запасы ресурсов и количество населения».

Директор Института прав человека Валентин Гефтер назвал индекс свободы «несерьезным» и рассказал «НИ», что для получения объективных показателей нужны «разные шкалы для разных групп стран – для развитых демократий, для переходных демократий, для стран с примитивными правовыми и хозяйственными системами». А иначе «это носит характер средней температуры больных в мире, когда вместе сложены и психиатрия, и детская больница, и хирургия». По мнению правозащитника, подобные индексы составляют лишь для того, чтобы «красиво подать в масс-медиа то, что и так всем ясно», хотя «лишний втык тем, кто отстает и находится во второй сотне, в том числе и нам, не помешает».

"Новые известия"

*