Москвичей бак наказал. Кто и чем травит нас на бензозаправках
Увы и ах, человечество пока не изобрело безопасного моторного топлива, которое можно было бы использовать на широкую ногу. Электромобили, солнечные батареи и прочее до сих пор считаются чем-то из ряда вон выходящим.
Кое-где, правда, пытаются найти выход из положения. Кое-где — но только не у нас. В то время как в передовой Корее начали осваивать метод получения топлива из сахарного тростника, а в Малайзии — из пальмового масла, россияне продолжают дышать не просто вредным, а очень вредным отечественным бензином. Тяжелее всего приходится москвичам. А столичные власти говорят, что выворачиваются наизнанку, лишь бы сделать московский воздух хоть чуть менее вредным.
Насколько у них это получается и получается ли вообще, решил выяснить “МК”.
Первым делом выхлопы убивают детей
Идеальный бензин должен быть и экологически чистым, и хорошо машину возить, и здоровью прохожих (а заодно и мотору авто) не вредить. Но такое, увы, невозможно. Тем более на московских улицах.
Бензин по-прежнему гордо несет пальму первенства среди загрязнителей столичного воздуха. На его долю приходится 87% всех вредных выбросов, которыми мы дышим. Подумать только: ежегодно автомобили “изрыгают” в атмосферу Москвы 1050 тысяч тонн разнообразной “грязи”! А если учесть, что столичный автопарк, насчитывающий более 3,5 миллиона железных коней, постоянно прирастает (со скоростью 150 тыс. штук ежегодно), то будущее москвичей натурально покрыто мраком.
Автомобили выбрасывают в московский воздух более 200 химических веществ. Причем вся эта дрянь скапливается и на полотне дороги, и на территориях поблизости. Самые вредные, способные оказать наиболее токсичное действие на людей и животных, — соединения тяжелых металлов. И наиболее опасен среди них свинец. Он может вызвать задержки развития, интеллекта, замедление роста, расстройства слуха. Чиновников столичного Департамента природопользования тревожит то, что бензиновые испарения наносят прицельный удар по генофонду нации, так как особенно опасны для детей. Почему именно для детей? Мало кто знает, но наибольшая загазованность наблюдается вдоль дорог на высоте до полутора метров. Именно до такой отметки поднимаются тяжелые токсичные фракции, которыми приходится дышать маленьким горожанам.
ЧТО ВДЫХАЮТ НА УЛИЦАХ МОСКВИЧИ?
(Основные компоненты вредных газов, содержание которых в продуктах сгорания необходимо строго регламентировать.)
Окись углерода (СО). В организме человека соединяется с гемоглобином и образует устойчивое соединение — карбоксигемоглобин, затрудняющий процесс газообмена в клетках, что приводит к кислородному голоданию.
Оксиды азота. Отравление NOх имеет скрытый характер. В дыхательных путях оксиды азота образуют азотную и азотистую кислоты, которые вызывают серьезные заболевания при вдыхании с воздухом. Степень воздействия на организм человека NOх в 10 раз выше, чем СО.
Углеводороды. Содержатся в выбросах автомобилей в различном виде: от простейших молекул до сложных соединений. Бывают раздражающими (наркотическое воздействие на ЦНС) и канцерогенными (из них особенно опасен бензопирен). Постепенно накапливаются до критических концентраций и стимулируют образование злокачественных опухолей. Углеводороды участвуют в образовании смогов, которые вызывают раздражение глаз, горла и носа.
Сернистый газ (SO2). Сам по себе не ядовит, но в соединении с другими загрязнениями, с влагой раздражает глаза, нос и горло, вредно влияет на легкие, растения, вызывает коррозию металлов и уменьшает прозрачность атмосферы.
Аэрозоли. Сорбируют на своей поверхности канцерогенные вещества и, контактируя с живыми тканями, стимулируют образование злокачественных опухолей.
Соединения свинца. Образуются при сгорании этилированного бензина. Бромистый свинец, фосфат свинца поражают прежде всего ЦНС и кровеносные органы. С отработавшими газами поступает 37—85% соединений свинца, содержащихся в этилированном бензине.
Альдегиды. Основным веществом в отработавших газах является формальдегид, который действует на глаза и дыхательные пути, поражает ЦНС, печень, почки.
Сажа. Сажа засоряет дыхательные пути, раздражает их и может явиться причиной хронических заболеваний. Главная опасность сажи в том, что она может переносить канцерогены, абсорбирующиеся на поверхности ее частиц.
Страдают от плохого бензина не только люди, но и техника. В Департаменте природопользования правительства Москвы не скрывают, что экологические показатели как отечественных автомобилей, так и используемых ими моторных топлив отстают от зарубежных. Некачественный бензин — одна из самых распространенных причин поломок двигателя автомобиля. Судите сами: из 180 тысяч обращений автовладельцев на станции техобслуживания с жалобами на неисправность около 90 тысяч связаны с последствиями использования плохого моторного топлива. У несчастных железных коней, наевшихся “левого” бензина, выходят из строя топливные фильтры, свечи, форсунки и прочие элементы системы питания.
Количество плюет на качество
В последнее время власти вроде как борются за качество бензина в несчастной Москве изо всех сил. И тут им можно поверить. В конце концов, самих чиновников это тоже касается самым непосредственным образом. И на качество бензина порой жалуются даже власть имущие.
Если кто не знает, докладываем: с начала 2006 года экологические требования к моторному топливу в Москве серьезно ужесточились. Если раньше в бензине считалась нормальной концентрация серы 500 мг/кг, то теперь — 150 мг/кг (для дизтоплива допускается 350 мг/кг). Почти вдвое урезали норму объемной доли бензола (с 5% до 3%). Содержание ароматических углеводов раньше вообще не нормировалось, а теперь их должно быть не более 42%.
Впрочем, до Евросоюза нам все равно еще далеко. К примеру, в странах Европы вообще введен запрет на содержание свинца в бензине, а антидетонационные свойства топлива там повышают за счет более безопасных веществ. У нас же в стране три года назад запретили и производство, и оборот этилированного бензина, а его — хоть бы хны! — все везут и везут. В том числе в Москву, о чем не раз говорил руководитель Департамента природопользования Москвы Леонид Бочин.
Как известно, все нефтяные топлива в той или иной степени токсичны. И в идеале их нужно использовать так, чтобы не повредить ни человеку, ни окружающей среде. И столичные власти уже не первый год ведут активную борьбу с неэкологичным моторным топливом. За экологичностью бензина в Москве следит как раз вышеназванный департамент. Известно, что столичные “бензиновые” законы гораздо жестче федеральных, а штраф за их несоблюдение, до марта 2006 года составлявший 200 тысяч рублей, вырос до 300 тысяч. Но, по мнению Леонида Бочина, этого все равно мало. Необходимо ввести уголовную ответственность для заправщиков.
Леонид БОЧИН: “Мы подготовили поправки в Административный кодекс Российской Федерации, радикально ужесточающие ответственность за продажу некачественного моторного топлива, и поправки в Уголовный кодекс. Предлагаем увеличить сумму штрафа до 5 миллионов рублей, а что касается уголовного преследования, то это до 5 лет “отдыха” в экологически чистых местах”.
Кроме того, он считает, что московских проверок бензина определенно недостаточно — контроль должен вестись по всей стране. Ну куда это годится, когда в Москве требования к качеству топлива одни, а в Подмосковье — совершенно другие, и из области в столицу постоянно везут некачественный по столичным меркам бензин. А наказать врагов нашего здоровья — нельзя!
В департаменте говорят, что, по их данным, подтвержденным проверками, проще нарваться на плохой бензин на автозаправках маленьких компаний. Крупные следят за качеством своего топлива сами, а маленьким экспертизы (одна стоит около 100 долларов) часто не по карману. Но все же вывеска солидной фирмы — еще далеко не гарантия того, что ваше авто не заправят всякими нечистотами. Дело в том, что некоторые АЗС получают фирменную символику… в аренду. И хотя должны при этом продавать топливо бренда, считаются с этим требованием не всегда.
Год назад Мосгордума приняла поправки, обязывающие торговцев бензином информировать потребителей о качестве топлива. За нарушение грозит штраф в 50 тыс. рублей. Информация о качестве нефтепродуктов должна размещаться непосредственно на АЗС в виде специальных объявлений или стендов. Но, несмотря на солидную величину штрафа, далеко не все опрошенные “МК” эксперты верят, что эта мера может поставить заслон некачественному топливу.
Впрочем, для многих автозаправок страшен не сколько штраф, сколько общественная огласка. Фирмы, попавшиеся на “левом” бензине, с недавних пор официально зачисляют в черные списки московских АЗС, который составляет Департамент природопользования. (Их регулярно публикуют на официальном сайте департамента.)
Как стало известно “МК”, за последние полгода природоохранники проверили 96 АЗС, на которых было отобрано 339 проб. На 14 АЗС обнаружили 17 проб моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям. За что было вынесено 15 постановлений о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды на сумму 4 млн. 200 тыс. рублей (миллион уже выплачен казне).
Хочет эко, да зуб неймет
Но хотя в Москве проверки АЗС проходят с завидной регулярностью, а нарушителей привлекают к ответственности, чиновники сами сетуют, что проверяют бензин далеко не на всю “грязь”. Точнее, проверяют лишь на экологичность, а не на соответствие ГОСТам или на качество (иногда, к примеру, на заправках вместо 95-го бензина автолюбителям “впаривают” 92-й). Этим, говорят в мэрии, должны заниматься другие структуры. К примеру, милиция, Ростехрегулирование…
Тем временем представители Московской топливной ассоциации уже давно называют бензиновые проверки московских властей… незаконными. Мол, отцы города вообще не вправе устанавливать в регионе свои требования, а тем более штрафовать за их неисполнение. И опять же давят на больную мозоль: федеральные нормы куда мягче столичных. К тому же бензиновым бизнесменам вообще не по душе какие бы то ни было проверки. Они считают, что владельцы топливных компаний сами должны заботиться о качестве своего бензина, и рынок покажет, у кого лучше. Вот только как простому водителю выявить плохую заправку? Проверять бензин на вкус? Или, заливая топливо на одной АЗС, ждать, когда “умрет” двигатель, а потом ехать на другую?..
В отличие от иностранцев московские власти считают завтрашним днем не топливо из сахарного тростника, а другие альтернативные виды. Кстати, в октябре в столице пройдет 2–я международная конференция “Альтернативные источники энергии для больших городов”. Но уже сейчас в Москве работают 36 автозаправок, где автолюбители могут приобрести пропан-бутан и метан. И благодаря этому уже около 200 тыс. автомобилей (7% автопарка Москвы) ездят на газовом топливе.
Для автовладельцев у нас есть и еще одна неплохая новость. Как уверили “МК” в природоохранном ведомстве Москвы, в самое ближайшее время некоторым АЗС столицы будут впервые вручены специальные экологические знаки (их форма уже одобрена постановлением правительства Москвы). По этому значку можно будет издалека распознать, хороший ли бензин здесь наливают. Знак будут размещать под крышей АЗС или на информационном щите. А спустя еще некоторое время в столице создадут реестр АЗС, которым выдали такие знаки. И его тоже можно будет просмотреть в Интернете, перед тем как вставлять в бак пистолет.
***