Введение отраслевой системы оплаты труда педагогов Самарской области: в новый учебный год с достойной зарплатой
Ввести с 1-ого сентября в образовательных учреждениях новую отраслевую систему оплаты труда педагогов – с такой просьбой учителя Западного образовательного округа обратились в министерство образования и науки Самарской области и к Губернатору Самарской области К.А. Титову.
В Старорачейской средней образовательной школе (СОШ) Сызранского района состоялось заседание общественного совета СОШ, в состав которого входят учителя, представители родительского комитета, учащихся и общественных организаций.
Напомним, что в апреле-мае 2006 года в 9 образовательных учреждениях городов Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Нефтегорска и 3-х сельских районов губернии, в рамках национального проекта «Образование», прошёл эксперимент по внедрению новой отраслевой системы оплаты труда педагогов. Среди экспериментальных площадок были две школы Западного образовательного округа – Старорачейковская СОШ Сызранского района и Усольская СОШ Шигонского района.
За «круглым» столом Старорачейской СОШ, одной из старейших школ губернии (в этом году ей исполнилось 170 лет), обсуждались итоги участия школ округа в эксперименте по введению новой отраслевой оплаты труда педагогам.
Мнение, высказанное педагогами школ округа, как участвовавших в эксперименте, так и ознакомившимися с его итогами, было единым – введение новой системы оплаты труда педагогов необходимо.
Директор школы с. Старая Рачейка Алексей Васильевич Прунов: «Новая система хотя и сложная при введении, но даёт реальные показатели улучшения положения учителей. Так, в нашей школе за апрель заработанная педагогов увеличилась, что сказалось не только на их семейном бюджете, но и на качестве работы».
Заработанная плата учителей Старорачейской средней школы увеличилась практически в два раза.
Учитель русского языка и литературы Валентина Борисовна Маштакова: «Весомая прибавка в заработанной плате позволяет задуматься не только о выполнении своих обязанностей, но и творчески подходить к своей работе. Хочется воплощать «задумки», изучать и применять новые методики, делиться своим опытом».
В ходе обсуждения учителя обозначили некоторые спорные моменты при использовании нового механизма расчёта зарплаты. Так, например, в нём не учтены стаж работы и имеющиеся заслуги педагога. Но здесь мнения педагогов не были едины.
Как отметила руководитель Западного образовательного округа Роза Владимировна Непопалова: «Новая отраслевая система оплаты труда педагогов позволяет улучшить материальное положение всех учителей, особенно молодых и талантливых, которые при использовании Единой тарифной сетки были ущемлены. Преимущество нового принципа заключается в том, что он привязан к нормативно-подушевому финансированию. Заработанная плата учителей зависит от многих факторов, но во многом от количества учащихся. Если педагог использует новые технологии, методы работы, интересно и доступно объясняет материал, то учащиеся стремятся попасть в тот класс, где он преподаёт. И учащиеся имеют возможность выбора учителя. Новая система оплаты труда позволяет влиять на качество получаемого образования».
К мнению учителей Старорачейской и Усольской СОШ присоединились педагоги Западного образовательного округа, а также родители, ученики и лидеры профсоюзных организаций.
Кроме того, с просьбой к Губернатору Самарской области о включении в данный эксперимент обратились педагоги образовательных учреждений Западного округа всех типов и видов (детских садов, начального и среднего профессионального образования, коррекционных школ и пр.).
Справочно:
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в течение апреля-мая 2006 года в образовательных учреждениях Самарской области проходил эксперимент по внедрению новой отраслевой системы оплаты труда педагогов. В число экспериментальных площадок вошли: школа №7 г. Новокуйбышевска, школы №3 и №106 г. Самара, школы №20 и №59 г. Тольятти, школа №2 г. Нефтегорска, Утёвская СОШ Нефтегорского района, Старорачейская СОШ Сызранского района, Усольская СОШ Сызранского района.
Эксперимент позволил существенно увеличить заработную плату учителей. При использовании нового механизма оценки труда учителей учитывались такие параметры как сложность предмета, квалификация учителя, качество его работы и многие другие. В ходе эксперимента изменился режим работы школ — был осуществлён переход с шестидневной формы обучения на «пятидневку». Это не только обеспечило еще один выходной день, как учителю, так и ученику, но и увеличило стоимость рабочего дня педагога.
Средняя заработная плата педагогов Старорачейской школы в мае составила 8922 рубля (в марте, до эксперимента она была 5150 рублей), Усольской школы в мае 7816 рублей (в марте – 4442).
Департамент информационной политики и массовых коммуникаций аппарата Правительства Самарской области
*