Как стало известно Ъ, начальником управления продаж ОАО «Автомобильная торговая компания» (АТК), отвечающего за сбыт всех машин АвтоВАЗа, назначен Александр Висторопский. Он известен как автор реорганизации системы продаж предприятия в начале 90-х. Конкретных задач перед менеджером пока не поставлено. Не исключено, что с его приходом АвтоВАЗ наконец начнет реформировать систему сбыта.

До сих пор Александр Висторопский возглавлял управление региональных поставок АвтоВАЗа в Санкт-Петербурге. Как рассказал Ъ сам господин Висторопский, хотя он и принял предложение возглавить управление продаж АТК, конкретной задачи перед ним не поставлено. По словам источника Ъ на предприятии, пока непонятно, будет ли он отвечать за весь сбыт машин АвтоВАЗа или в его ведении окажутся поставки только на внутренний рынок. «Концепция АТК пока еще не проработана»,– отметил собеседник Ъ.

Впрочем, уже понятно, что Александр Висторопский занял в АТК одну из ключевых должностей. Он будет работать в непосредственном контакте с дилерами АвтоВАЗа, а значит, у него будет возможность влиять на распределение для них квот. По словам самих дилеров, господин Висторопский станет для них вторым по значимости менеджером в АТК после директора Владимира Литвина.

На выбор кандидатуры господина Висторопского, как утверждает источник Ъ, повлиял в первую очередь его колоссальный опыт работы в системе сбыта АвтоВАЗа. Он пришел на предприятие в середине 80-х годов и был первым начальником управления поставок завода на внутренний рынок.

В начале 90-х господин Висторопский провел первую на АвтоВАЗе реформу системы сбыта. До нее сбыт машин АвтоВАЗа шел через сервисные центры, но у большинства из них после так называемой перестройки не хватало оборотных средств. Завод стал отгружать центрам автомобили без предоплаты и в итоге столкнулся с массовым невозвратом средств, оказавшись, таким образом, на грани остановки. Господин Висторопский решил тогда сбытовый кризис, предложив часть автомобилей сбывать независимым дилерам, а часть – зависимым от АвтоВАЗа управлениям региональных поставок, которые существуют до сих пор.

Скорее всего, на опыт в реформировании сбытовой системы Александра Висторопского и рассчитывает нынешний менеджмент АвтоВАЗа. О реорганизации структуры продаж предприятие заявило еще весной. Она заключается в том, что в ключевых регионах будут созданы оптовые склады, у которых будут закупать автомобили дилеры. Такая схема отрабатывается сейчас на Казани, где создан оптовый склад «Кан-АвтоВАЗ».

ПАВЕЛ Ъ-КАЛЕДИН, Тольятти; ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 143/П (№ 3474) от 07.08.2006, ПН

КОММЕРСАНТЪ

*