Заниматься благотворительностью в виде благоустройства городских земель вскоре станет куда накладнее. Государство будет взыскивать налог на землю с балансодержателей памятников, фонтанов, скверов и детских площадок. Если раньше эти объекты городского благоустройства считались землями общего пользования и не облагались соответствующим налогом, то теперь это правило отменено, разъяснил Минфин в специальном письме. Причем соответствующие изменения в Налоговый кодекс вступили в силу еще с начала года.

Благотворительность в дореволюционной России была престижна и почетна. В противоречивые 90-е годы прошлого века при помощи различных «околоблаготворительных» программ бизнес частенько уходил от налогов. Сегодня же в России говорят больше не о благотворительности в общепринятом понимании этого слова, а о «социальной ответственности бизнеса». При этом «социальная ответственность» нередко насаждается в добровольно-принудительном порядке.

Не секрет, что, даже будучи стопроцентно законопослушным и платящим все налоги, предприятие не может быть застраховано от проблем с администрацией города. И чем меньше городок, тем теснее, как правило, неформальное общение власти и бизнеса. Если компания не хочет иметь проблем во взаимоотношениях с городской администрацией, ей поручают заботиться об объектах социальной инфраструктуры: парках, прудах, памятниках и т.д. Подобные объекты благоустройства местная власть часто стремится передать на обеспечение коммерческим предприятиям или на крайний случай муниципальным унитарным предприятиям (МУПам). Иногда администрация города, к примеру, «просит» ухаживать за соседним объектом «садово-паркового искусства» застройщика, выбивающего место под многоэтажку, или владельца сети автозаправок, ищущего способ арендовать землю на бойком перекрестке. А установка памятника в городском сквере или строительство детской площадки уже стали восприниматься в качестве «входного билета» за право открыть бизнес. Не желая иметь проблемы с местными властями, владельцы компаний соглашались с таким обременением. Однако теперь такое согласие будет в прямом смысле слова «дорогого стоить». Помимо затрат на содержание парка, памятника или детской площадки предприятиям-балансосодержателям придется еще и платить земельный налог, который согласно Бюджетному кодексу полностью поступает в местные бюджеты.

Во вступившей в силу с нынешнего года новой главе о земельном налоге Земельного кодекса о парках, скверах и т.д. ничего не говорится. Однако, как разъясняет Минфин, скверы, бульвары, водоемы для купания, детские игровые площадки, спортивные игровые площадки, общественные туалеты, стелы, площадки для выгула собак считаются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, на которые Налоговый кодекс не распространяет льготы по земельному налогу. Точно так же, напоминает Минфин, облагаются земельным налогом водопровод, ливневые канализации, сети теплоснабжения, наружное освещение улиц, внутреннее освещение жилых микрорайонов и мест общего пользования, свалки, кладбища, дороги, проезды, светофорные объекты, дорожные указатели, фонтаны, земельные насаждения, газоны, цветники, памятники и малые архитектурные формы. Ставка налога для всего этого — 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Для балансодержателей социальной инфраструктуры подобное разъяснение Минфина может оказаться большим сюрпризом, считают эксперты. Бывают случаи, когда садик или сквер оказался на балансе предприятия довольно случайно: если оно вдруг из соображений альтруизма закупило десяток еловых саженцев и высадило их на городской улице, говорит заместитель директора Института национальной конкурентоспособности Вадим Бондарь. В этом случае организация должна по закону отразить расходы на своем балансе, поясняет он. «Повесить» расходы на свой баланс придется и тому, в чьем ведении находится труба, подводящая воду к городскому фонтану, считает собеседник «Времени новостей».

Ирина СКЛЯРОВА, Дарья ГУСЕВА

N°139

07 августа 2006

Время новостей

***