Романтическая комедия – нечастый гость на американских экранах, хотя американцам совсем не чужды нормальные человеческие чувства вроде любви. Конечно, в силу особенностей здешней довольно сложной жизни эти чувства выражаются порой весьма специфически. Во всяком случае так их преподносят голливудские фильмы.

Если говорить об некой общей тенденции американских романтических комедий, то в отличие, скажем, от европейских, где мы видим взрослых людей, живущих взрослыми эмоциями, американские нередко представляют нам взрослых людей с подростковыми чувствами. Эта инфантильность нередко сочетается со вполне взрослыми неврозами, что иногда и дает определенный комедийный эффект. Как это и происходит в фильме «Доверься мужчине» (Trust the Man) режиссера и сценариста Барта Фрейндлиха.

Эта картина выглядит как честная попытка исследовать современные отношения между мужчинами и женщинами в большом американском городе. Точнее, в квинтэссенции большого американского города – Нью-Йорке. Причем во всей их сложности – с их юмором, несовершенством, драмой, спадами и подъемами. Фильм пытается исследовать вызов, который бросает людям традиционное понимание брака или просто любовных отношений в столкновениии с быстро меняющейся действительностью.

В центре повествования две нью-йоркских пары. Первая – успешная театральная и киноактриса Ребекка (ее играет успешная актриса Джулианна Мур) и ее муж Том (Дэвид Дуковны), взявший на себя миссию воспитания детей на дому. Вторая – младший брат Ребекки Тоби (Билли Крадап), живущий у своей подруги Элейн (Мэгги Джилленхал).

У Тома и Ребекки двое детей, что далеко не положительно отражается на интимной стороне их брака. Даже специалист по брачным отношениями (Гэрри Шендлинг) затрудняется им помочь. Мэгги терпит инфантильного Тоби уже восемь лет, но никак не может дождаться от него заветного предложения, чтобы завести семью. Мэгги пишет книгу с рисунками для детей и хотела бы иметь своих – но Тоби ведет себя как недоросль.

Экспозиция фильма, довольно долгая, как всегда в американском кино, представляет нам героев как современный вариант жителей «планеты» Вуди Аллена – Манхэттена. Они столь же невротичны, как и герои Аллена, но без специфической этнической окраски. Подавленные эмоции персонажей ищут выхода в любовных приключениях на стороне. Том находит утешение, хоть и временное, в объятиях матери-одиночки из детсада своего сына, а Тоби заводит интрижку с замужней ныне подругой из своих студенческих лет. Эти любовные метания в фильме забавно сопоставляются с трудностями парковки в Манхэттене, что метафорически символизирует проблему нахождения героями своего места в жизни.

Картина также поднимает вопрос о желании людей контролировать свою и чужую жизнь и о невозможности достижения этой цели. Также исследуется различие в образе мышления мужчин и женщин, которых наши феминистки давно пытаются сделать однообразным бесполым существом, у которого вместо свойственных полу поведенческих и сексуальных реакций осталась одна только только политическая корректность.

Режиссер Фрейндлих неожиданно обнаруживает солнечную сторону своего дарования, хотя его предыдущие несколько картин были довольно мрачными. Возможно, это происходит потому, что Ребекку играет Джулианна Мур, которая в реальной жизни является женой режиссера, и у них самих двое маленьких детей.

Не думаю, что кинематографические отношения Тома и Ребекки являются автобиографическими для автора, но наверняка типичные для многих браков элементы нашли свое отражение в сценарии. Поэтому история Тома и Ребекки в картине выглядит более реалистической, чем, скажем, Тоби и Мэгги.

Билли Крадап играет Тоби весьма эксцентрично, я бы даже сказал, на котурнах. У актера на протяжении всего фильма довольно однообразное выражение лица как у надутого индюка, и что-то не верится, чтобы довольно интеллигентная Мэгги могла так долго терпеть этого зафиксированного на себе болвана. Тем более хотела связать себя с ним до конца жизни.

Некоторая театральность в преподнесении материала достигает кульминации в финале картины, где все завязанные узлы развязываются. Финальные сцены происходят в театральном зале Линкольн-центра в Нью-Йорке и намеренно напоминают финал водевиля, в котором наши герои в прямом смысле оказываются на сцене, откуда и произносят финальные монологи о любви к обманутым партнерам.

И впрямь – вся жизнь театр и люди в нем актеры.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

04.08.2006

www.voanews.com

*