Недавняя кража ювелирных изделий в Эрмитаже тянет на преступление века: по оценке музея, стоимость украденного — около 130 миллионов рублей, а по мнению независимых экспертов, эта сумма в 20 раз больше. Однако этот случай далеко не уникальный — музейные экспонаты и в России, и во всем мире крадут регулярно, планомерно, а нередко и с особым цинизмом.

Как корреспонденту «РГ» сообщили в МВД, преступный бизнес, связанный с культурными ценностями — произведениями искусства, раритетами, антиквариатом,- стоит по доходности на третьем месте после торговли наркотиками и оружием. Он не зависит ни от конъюнктуры рынка, ни от курса валют. В США ежегодный незаконный оборот картин, монет, наград и прочей старины оценивается в 6 миллиардов долларов.

В России же за последние 15 лет украдено около 60 000 предметов старинного искусства — примерно на миллиард долларов. Милиция разыскивает 3,5 тысячи картин, 37 тысяч икон и 1,5 тысячи редких книг. Интерпол объявил в розыск 700 принадлежащих России произведений, вывезенных за рубеж.

Сейчас в стране ежегодно совершается 50-70 «культурных» краж в особо крупных размерах. Например, в том же Эрмитаже в марте 2001 года украли картину Жерома «Бассейн в гареме» стоимостью около миллиона долларов. Причем холст вырезали из рамы средь бела дня чуть ли не на глазах охраны и посетителей. Очевидцы потом звонили по милицейскому «телефону доверия» и взахлеб рассказывали подробности кражи. Однако следствию это мало помогло: картину до сих пор не нашли. «Мелких» краж — на порядок выше. К примеру, в Костромской области уже ограблены все церкви, не имевшие сигнализации.

Источник «Российской газеты» в МВД посетовал, что только профилактическими мерами воровство культурных ценностей не остановить. Между тем 600 российских музеев отказались от милицейской охраны. И понятно почему: охраняемое имущество надо страховать. А какой музей в глубинке потянет страховочный процент от сотен миллионов долларов? Вот и стерегут зачастую сказочные сокровища в нищих музеях престарелые сторожа или бабули-вохровки.

Кража в Эрмитаже — далеко не первая, но знаменитый музей не рекордсмен по числу пропаж. Из фондов Гурьевского музея, что в Кемеровской области, его хранитель украл 1100 наград и монет плюс бивни мамонта и череп древнего шерстистого носорога. В Камышинском историко-краеведческом музее в феврале прошлого года обнаружили пропажу 688 икон, монет и орденов, а в Музее истории Шлиссельбурга в 2003 году не досчитались 491 предмета истории и искусства.

Кстати, некоторые пропажи обнаруживались случайно. Скажем, в 2000 году наши музейщики решили выставить на аукцион в США трактат Коперника «О вращении небесных тел» 1543 года. Однако в закромах библиотеки Российской академии наук его не обнаружилось. А заодно выяснился факт пропажи еще 22 ценнейших книг.

Иногда к таким преступлениям оказываются причастными весьма известные люди.

В 1994 году из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге были похищены старинные еврейские манускрипты стоимостью примерно в 140 миллионов долларов. Преступление было раскрыто почти в тот же день и, как это нередко бывает, случайно. Пожилая питерская чета проявила советскую бдительность: увидев в комнате своих постояльцев подозрительные свертки, пенсионеры сознательно позвонили куда следует. «Органы», уже вовсю разыскивавшие драгоценные рукописи, тут же радостно завершили поиски. Постоялец сознался в краже и поведал, что переправить книги на историческую родину — в Израиль — обещал помочь известный адвокат Дмитрий Якубовский. Суд посадил «генерала Диму» на четыре года.

Восемь лет безнаказанно таскали из музеев ценности два недоучившихся курсанта Высшего военного училища им. Верховного Совета. Помимо прочего, Яков Григорьев и Игорь Шайдуров унесли из Государственной публичной исторической библиотеки в Москве 300 старинных книг. Вычислил «картежников» зам. начальника отдела МУРа, занимающегося антикварными делами, Виктор Государев. Сегодня такие отделы есть практически в каждом ГУВД. В Москве и Питере они носят даже одинаковые номера — 12. В МВД корреспонденту «РГ» не без гордости сообщили, что за семь последних лет милиции удалось вернуть около шести тысяч украденных культурных ценностей общей стоимостью более чем в 30 миллионов долларов.

«Российская газета» № 170 (4136) от 4.08.2006

***