В разгар сезона продажи хлеба в старой Самаре появлялись… «мартышки». Так называли жуликов, которые обманным путем сбивали цены на крестьянское зерно, и наживались на этом. Данное явление стало настолько известным в России, что даже попало в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля — весьма авторитетное издание того времени. Вот как пишет об этом сам Владимир Иванович: «Мартышки (в Самаре) — чернорабочие артельщики для ссыпки купленной пшеницы в амбары, принимают, меряют и ссыпают пшеницу на свой ответ, и всей артелью живут воровством и обманом, кражей хлеба у продавцов».

Методы обмана были различными, но самым распространенным был такой. Неопытному продавцу предлагали за зерно хорошие деньги, и он соглашался продать свой товар. Перекупщики всей артелью опускали на веревках телегу с хлебом в подвал амбара для разгрузки, и тут один из них «внезапно» обнаруживал низкое качество зерна. Начинался спор, во время которого продавцу предлагалась гораздо более низкая цена за хлеб или возврат товара. Но обратной перегрузкой он должен был заниматься сам.

Крестьянин, как правило, принимал новые условия, и, проклиная перекупщиков, уезжал домой совсем не с той выручкой, на которую рассчитывал. Однако до суда дело обычно не доходило, потому что обманщики хорошо знали свое ремесло и действовали в рамках закона. В иные дни на Хлебную площадь Самары приезжало до 10 тысяч подвод с пшеницей. «Мартышки» быстро находили доверчивых продавцов и зарабатывали на их обмане большие деньги. Купленное за бесценок зерно затем продавалось крупным хлеботорговцам по более высокой цене.

Этот промысел существовал почти до конца позапрошлого столетия. В марте 1893 года в Самаре была создана товарно-сырьевая биржа, которая стала налаживать цивилизованную торговлю. Порядка в продаже хлеба стало больше, и жульничество пошло на спад. Но даже в наши дни на самарских полях иногда вновь появляются «мартышки». В обмен на хлеб они предлагают дефицитное горючее, запчасти к комбайнам или просто наличные деньги. И хотя цены на зерно бессовестно занижаются, крестьяне вынуждены соглашаться — жизнь заставляет. Второе пришествие хлебной биржи с ее электронными торгами все же обещает навести порядок в торговле зерном.

*