Иисус родился не 25 декабря и на тот момент, когда его распяли, было ему вовсе не 33 года. По меньшей мере, никто этого не может подтвердить.

Волхвы, принесшие младенцу Иисусу свои дары, были всего лишь «волхвами», но не царями (в католических странах подносителей даров маленькому Иисусу называют «цари-волхвы», их имена Мельчор, Бальтасар и Гаспар).

Скорее всего, их было не трое. Не было у них и имен, и ни один из них не был негром.

Итак, вопросы: родился ли Иисус 25 декабря 2003 года назад? Прятала ли Мария его в яслях, и окружали ли младенца домашние животные? Действительно ли трое волхвов пришли с востока, чтобы поклониться Сыну Божьему? И были ли они царями? Можно ли точно сказать, за какой звездой они следовали?

Некоторые теологи, посвятившие свою жизнь изучению Библии и исторического контекста описываемых в ней событий, считают, что на многие из подобных вопросов однозначного ответа дать невозможно.

«Те сведения, которые Матфей и Лука излагают в своих Евангелиях, совершенно не совпадают друг с другом. И свести их описания в единое целое практически невозможно. Необходимо понять, что в данном случае речь идет не совсем об истории, тем не менее, это не означает, что она не имеет под собой никакого основания. Описания евангелистов принадлежат к различным литературным жанрам, в основе которых — различные традиции. Насколько реальны эти повествования? Действительно ли это подлинные воспоминания?» — такими вопросами задается священник-иезуит Игнасио Перес дел Висо (Ignacio Perez del Viso), преподаватель Истории Церкви теологического факультета Университета Сан Мигель.

По словам профессора, Евангелия были написаны во второй половине первого века от РХ, то есть через 30 лет после смерти Иисуса. В то время имели хождения и другие записи о его жизни — апокрифические Евангелия.

Все существующие на сегодняшний день представления о Рождестве — младенец в яслях, в окружении животных и волхвов — являются вольной интерпретацией следующих строк из Евангелия от Луки: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк., 2, 7).

В Евангелии не упоминаются ни пещера или хлев, ни животные.

Священник Луис Хериберто Ривас (Luis Heriberto Rivas), изучавший Священное писание в Ватикане, говорит, что миф о рождении Иисуса в пещере вполне объясним, потому как Вифлеем расположен в гористой местности. Тем не менее он отмечает, что слово, обозначающее место, куда Мария положила новорожденного, может трактоваться и как ясли — то есть кормушку для животных, и как хлев. Не изменяется лишь суть послания: Марии пришлось положить младенца в импровизированную люльку, что говорит о крайней простоте, если не бедности.

Со временем в канун Рождества в хлевах начали разыгрываться представления, запрещенные лишь папой Иннокентием III (1198 — 1216).

В отношении волхвов, упоминаемых в Евангелии от Матфея, опять же известно не так уж много деталей. В Мф. 2, 1 и 2 читаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

В Евангелии не говорится о том, сколько было волхвов на самом деле, и не дается их описание.

«В древности «волхвами» называли мудрецов, которые занимались такими науками, как астрономия и астрология», — поясняет Ривас. Он говорит, что с течением времени строки из книги пророка Исайи и Псалмов смешались со словами Евангелия и уже «в VI веке впервые появились записи о том, что волхвы были восточными владыками; их количество с течением времени менялось, но в VIII веке их уже называли по именам — Мельчор (Melchor), Бальтасар (Baltasar) и Гаспар (Gaspar), а к XV столетию одного из волхвов начали изображать негром. Из этого становится ясно, что нынешний облик волхвов — плод людской фантазии. И все же стоит сохранить прекрасный обычай дарить детям подарки в ночь с 5 на 6 января, подобно тому как волхвы принесли свои дары младенцу Иисусу».

В Евангелии от Матфея упоминается и звезда, остановившаяся на небосклоне над местом рождения Сына Божьего. Астрономы тщетно пытаются установить о какой звезде, замедлившей свое движение, идет речь. Вполне возможно, что в Евангелии описывается некое чудо, но точно также упоминание о звезде может быть «намеком на пророчества Ветхого Завета, где в описании рождения Мессии используется метафора «восходящая звезда»».

Действительно большая часть традиции рождественских праздников не имеет никакого отношения к Библии. Нам ничего неизвестно ни о дне, ни о годе рождения Иисуса. Ривас напоминает: «Наш календарь имеет погрешность в 6-7 лет, которую исправить уже невозможно. Таким образом, вероятнее всего, что Иисус умер в возрасте 36 или 37 лет».

День 25 декабря как праздник также стал отмечаться не сразу.

История сообщает нам, что прежде на востоке отмечался праздник Епифании (Богоявления), приходившийся на 6 января. Священник Игнасио Перес дел Висо отмечает, что «первое упоминание о праздновании Рождества 25 декабря относится к эпохе правления императора Константина 330 г. от РХ». Ночь 24 декабря считается в Северном полушарии самой длинной ночью в году, в тот день отмечался языческий праздник солнца, во время которого всю ночь следовало держать зажженными свечи и светильники. Впоследствии праздник рождения солнца совместили с празднованием рождения Христа.

В наше время празднование Рождества и празднование Нового Года происходит практически одинаково. «Мы должны привыкнуть к тому, что это праздник общий для всего человечества, люди могут собраться вместе и пожелать друг другу всего самого наилучшего, — говорит дел Вито. Я убежден в том, что живущие в западных странах евреи или мусульмане празднуют его по-своему, не примешивая к нему своей религии. И этот символ универсального братства крайне важен для всех нас».

Перевод: Анна Гонсалес, ИноСМИ.Ru

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 25 декабря 2003, 08:55

vlasti.net

*