«Всегда хотеть большего!»
30 июля 1863 года на ферме близ городка Дирборна, в штате Мичиган, родился Генри Форд. Идея создания типового и недорогого автомобиля легла в основу «империи Форда», но эта идея, прекрасно работавшая при жизни Генри Форда, перестала удовлетворять требованиям потребителя и поставила перед его наследниками массу вопросов, неразрешимых в рамках взглядов основателя компании – и это сюжет для отдельного рассказа.
30 июля 1863 года на ферме близ городка Дирборна, в штате Мичиган, родился Генри Форд.
Мальчику из многодетной фермерской семьи, казалось бы, предстояло повторить судьбу отца, который много сил вложил в развитие своего хозяйства, но воображение ребенка с детства было захвачено механизмами, и мозги устроены именно таким образом, чтобы изобретать и совершенствовать их – с этим ничего нельзя было поделать, хотя семейный конфликт был достаточно ожесточенным. Образование Генри получил, мягко говоря, скромное: в приходской школе все восемь классов занимались в одной комнате, а в результате великий предприниматель до конца жизни не мог написать двух слов без ошибки. Впрочем, то, что Форд «университетов не кончал», нисколько не помешало ему в достижении жизненных целей.
Окончив школу, шестнадцатилетний Генри уехал в Детройт, поступив учеником слесаря в механическую мастерскую Джеймса Флауэра. Обучение слесарному делу было рассчитано на три года, но Форд овладел мастерством гораздо быстрее и вскоре уже был слесарем в компании Драйдока. Заработков не хватало, и по ночам приходилось ремонтировать часы – все-таки лишние 50 центов за ночь. В это время в Америке «железнодорожное» время отличалось от местного, и часы, показывающие оба времени, смастеренные Фордом, сделали его прямо-таки местной знаменитостью. Голова и руки у него всегда работали отлично, а кроме этого, наличествовало острое честолюбие, заставлявшее молодого человека пробивать себе дорогу, не слишком разбираясь в средствах. Девиз его фирмы – «Всегда хотеть большего» не имеет, разумеется, ни малейшей этической подоплеки, да и странно было бы этого ожидать.
Впрочем, моралью Форда был здравый смысл и осознание того факта, что, имея дело с несчастными или обиженными людьми, толку не добьешься – именно этим, должно быть, объяснялось его поведение по отношению к рабочим, которых, вскоре после создания собственного предприятия, было у него немало. Форд платил им по пять долларов в день – это вдвое превышало максимальную оплату в отрасли. Не только это отличало заводы Форда от прочих сходных предприятий: руководствуясь все тем же здравым смыслом, он стремился создать рабочим оптимальные условия труда, поддерживая в них в то же время корпоративный дух. Результатом стало как внедрение конвейера, так и создание традиции «производственных пикников» и вечеринок. В начале ХХ века, на заре автомобилестроения, сытые и вполне удовлетворенные жизнью фордовские рабочие начали представлять собой некоторый новый класс – собственно, ему принадлежит заслуга создания «синих воротничков», квалифицированных высокооплачиваемых рабочих, представляющих собой, наряду с «белыми воротничками», оплот американского общества.
Идея создания типового и недорогого автомобиля легла в основу «империи Форда», но эта идея, прекрасно работавшая при жизни Генри Форда, перестала удовлетворять требованиям потребителя и поставила перед его наследниками массу вопросов, неразрешимых в рамках взглядов основателя компании – и это сюжет для отдельного рассказа.
Впрочем, совершенно очевидно, что малограмотный и энергичный сын фермера ухитрился создать фирму, неподвластную ни времени, ни переменам, занявшую прочное место в мировой экономике.
Ведущая рубрики «Люди во времени»
Влада ЛЯЛИНСКАЯ
N- 30/2006 31.07 — 06.08
***