“Вымпелком” не станет вводить плату за соединение — вместо этого он просто повысит стоимость первой минуты разговора для своих абонентов. Так он компенсирует финансовые потери от отмены платы за входящие и избежит обвинений со стороны Минсвязи в нарушении закона.

С 1 июля в России вступила в силу поправка к статье 54 закона “О связи”, вводящая принцип CPP (calling party pays, или “платит звонящий”) и лишающая сотовых операторов примерно 0,4 руб. с каждой минуты входящего звонка. Операторы утверждают, что компенсации, которую им заплатят операторы фиксированной связи (0,95 руб. за каждую минуту входящего вызова), им не хватит, чтобы покрыть свои затраты (1,35 руб. за минуту). И операторы решили брать с абонентов так называемую плату за соединение. Первой взимать с абонентов такую плату (0,35-0,5 руб. за каждый исходящий звонок) пообещала с 4 августа МТС, аналогичный тариф собрался вводить с 5 августа и “Мегафон”. “Вымпелком” (торговая марка “Билайн”) 17 июля опубликовал на своем сайте сообщение, в котором говорилось, что для подписчиков некоторых старых тарифных планов, номинированных в у. е., в период с 31 июля по 17 августа будет введена “плата за первые три секунды соединения”, которая “не превысит 50 коп. с учетом НДС”.

В ответ Мининформсвязи обвинило “большую тройку” в незаконных действиях: в законе “О связи” нет такой услуги, как соединение, есть лишь услуга по оказанию телефонной связи, пояснял пресс-секретарь Мининформсвязи Александр Паршуков. Министерство направило в Россвязьнадзор запрос о правомерности введения такой платы, и, если надзорный орган согласится с этим доводом, плату могут отменить.

Но не для “Вымпелкома”, считает сама компания. По словам руководителя направления по связям со СМИ “Вымпелкома” Юлии Остроуховой, оператор не вводит “плату за первые три секунды соединения”, как он сообщил вначале, а повышает цену первой минуты разговора. Плату за соединение компания вводить не станет, поскольку “этот шаг несет много юридических рисков”. Абоненты МТС и “Мегафона” отныне вынуждены будут платить за звонок, как только человек на том конце снял трубку, даже если после этого связь тут же прервалась. А абоненты “Вымпелкома” смогут говорить бесплатно до трех секунд — после этого им придется заплатить за разговор, причем на 50 коп. дороже, чем прежде. Такое повышение позволит компании на 100% компенсировать убытки от введения бесплатных входящих и коснется не менее 70% абонентов, утверждает Остроухова.

Новая трактовка поставила Мининформсвязи в тупик. Представитель пресс-службы Мининформсвязи вчера не стал оценивать соответствие новой инициативы “Вымпелкома” закону. По его словам, министерство сможет выработать позицию на этот счет только после того, как тщательно изучит новые тарифные планы компании. Представитель Федеральной антимонопольной службы, которая направила всем трем операторам запрос о причинах и правовых основаниях введения платы за соединение, пожелав выяснить, не вступили ли они в сговор, вчера также не смог оценить ситуацию.

Конкуренты “Вымпелкома” по-прежнему стоят на своем. Директор департамента по связям с общественностью МТС Станислав Федулов и директор по связям с общественностью “Мегафона” Андрей Климов подтвердили намерение своих компаний брать с абонентов именно плату за соединение. “Мы полностью поддерживаем принцип CPP, но, будучи коммерческой организацией, считаем себя вправе предпринимать ответные не запрещенные законодательством шаги”, — говорит Климов. Ни один из действующих законов не запрещает операторам вводить плату за соединение, а “если законодательство будет меняться, мы подчинимся его требованиям”, отмечает он.

Если “Вымпелком” не станет вводить плату за соединение, то формально его невозможно будет упрекнуть в незаконных действиях, констатирует президент правозащитной ассоциации “Мое право” Анатолий Семенов. Но это не значит, что его абоненты будут в восторге, — ведь цены так или иначе повысятся, добавляет он. “Вымпелком” нашел способ повысить доходы, проскользнув между несколькими нормами закона “О связи”, соглашается адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Алексей Паршиков.

Игорь Цуканов

Ведомости

31.07.2006, №139 (1666)

Ведомости

*