Борьба с коррупцией, расхищением государственной собственности и снижение цен – на решении этих задач должна быть прежде всего сосредоточена деятельность правительства России. Таков главный результат последнего опроса, который провел Аналитический центр Юрия Левады. Примечательно, что девять из десяти главных дел, которыми, по мнению наших соотечественников, исполнительная власть должна заниматься в первую очередь, непосредственно связаны с решением экономических проблем в стране.

Подобные опросы «Левада-Центр» проводит ежегодно в течение семи лет. Интересно, что проблема коррупции в 1999 году стояла в рейтинге российских тревог на 6-м месте из 16 возможных (22%). Однако уже в начале нынешнего века она прочно вошла в тройку «лидеров», а в этом году разделила первое место с высокими ценами (по 41% ответов), снижением которых, по мнению опрошенных, должно озаботиться правительство. И если мздоимство и воровство казенных денег в динамике год от года набирают все больше «беспокойных голосов», то инфляция неизменно держит пальму первенства уже шесть лет. Лишь в 1999 году россиян больше заботила задолженность по зарплате, пенсиям стипендиям (55%). Кстати, сегодня эта проблема отошла на восьмое место, с чем власти имеют все основания себя поздравить. Однако невыплатой заработанных денег сейчас обеспокоен все равно каждый пятый россиянин.

В числе «вечных» проблем России – индексация зарплат, пенсий и вкладов в соответствии с ростом цен. Желание граждан с помощью правительства уберечь свои кровные от съедения инфляцией не покидало первую пятерку рейтинга никогда, однако в этом году оно вышло на третье место (33%). В долгожителях списка ходит и государственный контроль над ценами. Все семь лет наблюдений к этому шагу призывают исполнительную власть около трети опрошенных. Учитывая, что такая мера по смыслу весьма близка к призыву снижать цены, который, как уже было сказано, давно доминирует в ответах, можно с уверенностью сказать, что главная проблема сегодняшней России – это стоимость потребительской корзины.

Примечательно, что, если на рубеже веков наши соотечественники хотели, чтобы правительство укрепляло рубль и повышало его курс (тогда эта задача стояла на 2–3-м местах), то сейчас эта проблема в глазах большинства уже не выглядит столь актуальной. Она в рейтинге социологов отодвинулась на седьмое место с долей в 24%. Объяснений этому может быть, по крайней мере, два. Во-первых, россияне, видимо, надеялись, что крепкий рубль убережет их деньги от инфляции. Однако, поскольку этого не случилось, вера в необходимость сильной национальной валюты у людей явно поколебалась. Во-вторых, как дружно отмечают финансовые аналитики, любимым в нашей стране методом накопления остается обмен рублей на доллары или евро. А повышающийся курс родной валюты как раз эти сбережения и обесценивает. Так что патриотическое желание видеть рубль крепким, вступая в противоречие с целями семейной экономики, приводит, скорее всего, к переоценке ценностей.

Аутсайдеры нынешнего рейтинга задач, которые население ставит перед властями, – гарантии для развития частного бизнеса (в среднем 9% на протяжении последних пяти лет), поддержка банковской системы, гарантии вкладов (постоянные 5–6%, кроме 2004 года, когда разразился банковский кризис и доля озабоченных подскочила до 8%) и сбор налогов (5% против 10 в 1999 году). Меньше всего россиян беспокоит наполнение прилавков товарами. Сегодня нехватку чего-то чувствуют лишь 2% опрошенных, а в 1999 году таких было в шесть раз больше. Так что смело можно сказать: по крайней мере, эту задачу граждане сами вычеркнули из повестки дня правительства.

МИХАИЛ КРЮЧКОВ

31.07.06

понедельник

Новые Известия

***