Ужесточение конкуренции и открытие год назад в Самаре завода пивоваренной компании «Балтика» заставило вспомнить о маркетинге и лидера рынка — «Жигулевское пиво». Жигулевские пивовары собираются к лету начать разливать пиво в ПЭТ-бутылки и наладить выпуск газированных напитков. Эксперты отмечают, что новая тара позволит «Жигулевскому» увеличить объемы продаж своей продукции, особенно в летний период.

Жигулевский пивкомбинат основан в 1881 г. ОАО «Жигулевское пиво» выпускает пиво под марками «Жигулевское», «Самарское», «Фон Вакано», «Молодежное». Объемы производства не раскрываются.

По данным компании Business Analytica за 2003 г. , доля «Жигулевского» на пивном рынке Самары равна 33,4% , на российском рынке — 0,2%. Доля сегментов пивного рынка по типу упаковки в Самаре в 2003 г. : 62,6% — стеклянные бутылки, 32,3% — в ПЭТ-бутылках, 5% — алюминиевые банки.

По информации пивоваренной компании «Балтика», основными конкурентами на самарском пивном рынке являются «Жигулевское пиво» (24% ), «Балтика» (23,9% ), «Красный Восток» (15% ), «Очаково» (8,7% ) (данные на ноябрь 2003 г. ).

Главный инженер ОАО «Жигулевское пиво» Сергей Поляков сообщил «Ведомостям», что на предприятии будет установлена линия для розлива пива в ПЭТ-бутылки мощностью около 8500 бутылок в час. Она будет работать наряду с традиционной линией мощностью 24 000 стеклянных бутылок в час. «Время заставляет применять более прогрессивные виды упаковки», — объяснил он.

По словам Полякова, необходимое новое оборудование планируется приобрести у итальянской компании, название которой он назвать отказался, а монтаж должен быть завершен к летнему сезону. «С помощью новой линии мы сможем разливать пиво в бутылки разной емкости», — говорит Поляков. Новые марки пива на заводе выпускать пока не планируется. «Наша продукция и так хорошо известна», — замечает он. Главный инженер также рассказал, что сейчас на Жигулевском пивкомбинате рассматривается возможность возобновления производства лимонадов.

На Жигулевском пивкомбинате не смогли назвать сумму вложений в новую линию. Менеджер одной из самарских компаний, производящих бутилированную питьевую воду, оценил объем инвестиций в более чем $1 млн. «Стоимость линий для розлива напитков в ПЭТ-бутылки зависит от ее комплектации», — пояснил он.

Производители пива считают, что это один из первых серьезных маркетинговых шагов ОАО «Жигулевское пиво». «Мы удивлены, что пивкомбинат только сейчас начал осваивать это направление», — говорит Виталий Харитонов, брэнд-менеджер пивоваренной компании «Балтика».

«Выпуск пива в ПЭТ-бутылках позволит Жигулевскому пивкомбинату выйти в более низкий ценовой сегмент, расширить присутствие продукции на рынке, что позволит увеличить объем продаваемой продукции, привлечь к ней внимание потребителей», — говорит Елена Кузнецова, заместитель руководителя отдела исследований товаров повседневного спроса компании GfK. «На примере пива «Очаково» понятно, что пиво в пластиковой упаковке воспринимается как товар для всей семьи и больших компаний», — добавила она.

Наталья Черкасова, начальник отдела маркетинга и рекламы компании «Регион-Опт», говорит, что для «Жигулевского пива» переход на пластиковые бутылки — своевременное начинание. «Для крупных дистрибьюторов выпуск пива на Жигулевском пивкомбинате в ПЭТ-бутылках является несомненным плюсом, так как это минимизация потерь при доставке продукции в точки розничной торговли», — говорит она. По мнению Черкасовой, необходимость такого маркетингового шага со стороны Жигулевского пивкомбината вызвана усилением конкуренции. «Экспансия в регион российских и западных производителей пива возрастает, и либо Жигулевский пивкомбинат продолжит развивать производство, либо станет аутсайдером на рынке пива», — говорит она.

СКОРОСТНАЯ «ОХОТА»: «Пивоварня Хейнекен» в феврале 2004 г. установила на своем производстве самую мощную в России линию по розливу пива в ПЭТ-тару. По данным TorgRus.com, линия предназначена для розлива пива «Охота» в ПЭТ-бутылки емкостью 1,5 л.

Сумма инвестиций в этот проект составила 6,3 млн евро. Линия была приобретена у немецкой компании KHS. Максимальная мощность оборудования позволяет разливать 45 900 л пива в час, номинальная скорость розлива — 30 600 бутылок в час.

Оксана Иващенко

Владимир Штанов

Ведомости — Поволжье

18 марта 2004

N 45 (1085)

Ведомости

*