Число россиян, пользующихся услугами Интернет, приблизилось к 22 миллионам. Среди пользователей Интернет — социально активная часть общества: молодежь, служащие, бизнесмены, деятели культуры, науки, политики и общественные деятели. Средствами Интернет сегодня общаются, с помощью поисковых Интернет-машин собирают необходимую информацию. Но что и как находят россияне в Рунете? Кто предоставляет им средства общения?

Реалии таковы, что практически все поисковые услуги и услуги по персональным коммуникациям для пользователей Рунета монопольно предоставляют владельцы трех   коммерческих Интернет-порталов – Yandeх, Mail, Rambler.

Почти весь трафик пользователей Рунета проходит через эти три портала, а только на одном из них — @mail.ru — ежедневное число посетителей порой превышает два-три миллиона. Отметим в связи с этим, что три указанных портала Рунета играют роль, аналогичную   главным   «кнопкам» отечественного ТВ. Три кнопки обеспечивают россиян услугами электронной почты и пейджинговых (on-line) систем коммуникаций, поддерживают работу различных блогов, чатов, форумов, других систем Интернет-общения.

В последнее время в лидирующую тройку добавился и поисковик американского происхождения Google. Кроме русского, преуспевающий Google уже работает на азербайджанском, армянском, белорусском, грузинском, казахском, киргизском, таджикском, татарском, туркменском языках.

Как отрабатывают сегодня запросы пользователей коммерческие порталы?

Бесплатные поисковые услуги для граждан сегодня превращены в бизнес, мощное средство рекламы. Найденные по запросу пользователя ссылки на информационные ресурсы (links) и сама очередность их появления   зависят от того, кто и сколько заплатил   за услуги контекстной рекламы. Например, в информационном ответе коммерческой поисковой системы первой по порядку ссылкой, или наиболее заметной может быть поставлена любая ссылка — по желанию владельцев ресурса. Так чаще всего и происходит сегодня. Справедливости ради отметим, что ссылки на остальные ресурсы, удовлетворяющие условиям поиска, также обычно присутствуют, но выводятся далеко не первыми — на последующих страницах — а эти страницы рядовые пользователи практически не посещают. Таким образом можно утверждать, что далеко не вся информация, которую получают россияне в интернете – достоверна.

Другим важнейшим Интернет-сервисом сегодня является электронная почта. Граждане общаются, передают информацию — в основном, личную, но часто и служебную. Как результат – переписка по деликатным вопросам организации оказывается в руках владельцев «трех кнопок».

Относительно новый и важный элемент коммуникационного сервиса – личные дневники — блоги, которые сегодня также публикуются в Интернет. Каждое сообщение блога создается, обычно, одним пользователем, и обсуждается, в большинстве случаев, далее двумя-пятью другими. С этой точки зрения, блог представляет собой средство информации с тиражом 1 экз. Однако, мощные средства Интернет-поиска немедленно могут сделать (и делают) доступным сообщение блога практически неограниченному числу заинтересованных граждан — тираж блога таким образом может мгновенно превратиться в 10000, 20 000, 30 000 экземпляров. К дискуссии могут подключиться десятки человек. Блог становится межгосударственным каналом коммуникаций, верифицирующим и дополняющим традиционные СМИ.

Опыт создания подобных порталов в противовес сильному американскому влиянию уже есть в Евросоюзе. Так, Франция и Германия объединили свои усилия по созданию европейской поисковой машины Quaero (с латинского «я ищу»).

Все перечисленные системы коммуникационных сервисов развивают и дополняют системы   федеральной почты, телеграфа и телефона. Сегодня, увы, эти новые и важные средства Интернет-коммуникаций   принадлежат и контролируются частными компаниями. В чьих интересах распоряжаются они важнейшими ресурсами? Кто и как использует ценную информацию? Увы, на эти вопросы нет ясных и простых ответов. Необходимо участие государственных структур в дело массовых сервисов Рунета. Пришло время для создания общественного российского портала (ОРП), предоставляющего и коммуникационные, и поисковые сервисы гражданам на бесплатной основе, дающего достоверную информацию, который, преждев сего мог бы стать альтернативой трех кнопок.

Структура российского портала должна предоставлять все необходимые сервисы пользователям рунета – по хранению файлов, переписке, развлечению, общению и др.

Дополнить традиционный список интерент –сервисов на общественном портале могут:

    *       сервисы по Интернет-обучению, повышению квалификации пользователей,

    *       сервисы, позволяющие бесплатно организовать свои информационные ресурсы-странички зарегистрированным некоммерческим организациям (НКО РФ),

    *      сервисы, позволяющие общаться и получать информацию русскоязычным гражданам дальнего и ближнего зарубежья,

    *      странички с трансляцией в Интернет вещаний российского телевидения, радио и многие другие.

Средствами ОРП необходимо проведение и организация рейтингов, конкурсов, специальных мероприятий, популяризирующих интернет, поддерживающих продвижение интернета в глубинку России. Активность наших граждан в деле генерации новых идей, проектов, инноваций также должна поддерживаться средствами ОРП.

Тимур Аитов, член правления Регионального общественного Центра Интернет-технологий (РОЦИТ)

15:34 24.07.06

IZVESTIA.RU

***