Нужен ли России общественный портал?
Число россиян, пользующихся услугами Интернет, приблизилось к 22 миллионам. Среди пользователей Интернет — социально активная часть общества: молодежь, служащие, бизнесмены, деятели культуры, науки, политики и общественные деятели. Средствами Интернет сегодня общаются, с помощью поисковых Интернет-машин собирают необходимую информацию. Но что и как находят россияне в Рунете? Кто предоставляет им средства общения?
Реалии таковы, что практически все поисковые услуги и услуги по персональным коммуникациям для пользователей Рунета монопольно предоставляют владельцы трех коммерческих Интернет-порталов – Yandeх, Mail, Rambler.
Почти весь трафик пользователей Рунета проходит через эти три портала, а только на одном из них — @mail.ru — ежедневное число посетителей порой превышает два-три миллиона. Отметим в связи с этим, что три указанных портала Рунета играют роль, аналогичную главным «кнопкам» отечественного ТВ. Три кнопки обеспечивают россиян услугами электронной почты и пейджинговых (on-line) систем коммуникаций, поддерживают работу различных блогов, чатов, форумов, других систем Интернет-общения.
В последнее время в лидирующую тройку добавился и поисковик американского происхождения Google. Кроме русского, преуспевающий Google уже работает на азербайджанском, армянском, белорусском, грузинском, казахском, киргизском, таджикском, татарском, туркменском языках. |
Как отрабатывают сегодня запросы пользователей коммерческие порталы?
Бесплатные поисковые услуги для граждан сегодня превращены в бизнес, мощное средство рекламы. Найденные по запросу пользователя ссылки на информационные ресурсы (links) и сама очередность их появления зависят от того, кто и сколько заплатил за услуги контекстной рекламы. Например, в информационном ответе коммерческой поисковой системы первой по порядку ссылкой, или наиболее заметной может быть поставлена любая ссылка — по желанию владельцев ресурса. Так чаще всего и происходит сегодня. Справедливости ради отметим, что ссылки на остальные ресурсы, удовлетворяющие условиям поиска, также обычно присутствуют, но выводятся далеко не первыми — на последующих страницах — а эти страницы рядовые пользователи практически не посещают. Таким образом можно утверждать, что далеко не вся информация, которую получают россияне в интернете – достоверна.
Другим важнейшим Интернет-сервисом сегодня является электронная почта. Граждане общаются, передают информацию — в основном, личную, но часто и служебную. Как результат – переписка по деликатным вопросам организации оказывается в руках владельцев «трех кнопок».
Относительно новый и важный элемент коммуникационного сервиса – личные дневники — блоги, которые сегодня также публикуются в Интернет. Каждое сообщение блога создается, обычно, одним пользователем, и обсуждается, в большинстве случаев, далее двумя-пятью другими. С этой точки зрения, блог представляет собой средство информации с тиражом 1 экз. Однако, мощные средства Интернет-поиска немедленно могут сделать (и делают) доступным сообщение блога практически неограниченному числу заинтересованных граждан — тираж блога таким образом может мгновенно превратиться в 10000, 20 000, 30 000 экземпляров. К дискуссии могут подключиться десятки человек. Блог становится межгосударственным каналом коммуникаций, верифицирующим и дополняющим традиционные СМИ.
Опыт создания подобных порталов в противовес сильному американскому влиянию уже есть в Евросоюзе. Так, Франция и Германия объединили свои усилия по созданию европейской поисковой машины Quaero (с латинского «я ищу»). |
Все перечисленные системы коммуникационных сервисов развивают и дополняют системы федеральной почты, телеграфа и телефона. Сегодня, увы, эти новые и важные средства Интернет-коммуникаций принадлежат и контролируются частными компаниями. В чьих интересах распоряжаются они важнейшими ресурсами? Кто и как использует ценную информацию? Увы, на эти вопросы нет ясных и простых ответов. Необходимо участие государственных структур в дело массовых сервисов Рунета. Пришло время для создания общественного российского портала (ОРП), предоставляющего и коммуникационные, и поисковые сервисы гражданам на бесплатной основе, дающего достоверную информацию, который, преждев сего мог бы стать альтернативой трех кнопок.
Структура российского портала должна предоставлять все необходимые сервисы пользователям рунета – по хранению файлов, переписке, развлечению, общению и др.
Дополнить традиционный список интерент –сервисов на общественном портале могут:
* сервисы по Интернет-обучению, повышению квалификации пользователей,
* сервисы, позволяющие бесплатно организовать свои информационные ресурсы-странички зарегистрированным некоммерческим организациям (НКО РФ),
* сервисы, позволяющие общаться и получать информацию русскоязычным гражданам дальнего и ближнего зарубежья,
* странички с трансляцией в Интернет вещаний российского телевидения, радио и многие другие.
Средствами ОРП необходимо проведение и организация рейтингов, конкурсов, специальных мероприятий, популяризирующих интернет, поддерживающих продвижение интернета в глубинку России. Активность наших граждан в деле генерации новых идей, проектов, инноваций также должна поддерживаться средствами ОРП.
Тимур Аитов, член правления Регионального общественного Центра Интернет-технологий (РОЦИТ)
15:34 24.07.06
***