Прокуратура Владимирской области возбудила уголовное дело в отношении генерального директора типографии «Русар-2000» Александра Голланда. Основания для этого пока для России уникальны — «незаконное использование объектов авторского права в особо крупном размере».

Голланд организовал в бывшем коровнике, расположенном в поселке Раздолье, подпольную типографию. И хотя печатал он не порножурналы и не революционную газету «Искра», брали объект с милицией. Три года подряд, без праздников и выходных 40 рабочих-нелегалов на оборудовании, оставшемся, наверное, со времен Владимира Ульянова-Ленина, штамповали здесь школьные учебники. Масштабы производства впечатляют: пиратской продукции изъято 26 тонн. Учебники вывозили «КамАЗами».

Общественность на пиратство реагирует вяло: всегда приятнее купить фильм или футболку вдвое дешевле. Тем более, подпольные «цеховики» научились работать качественно. Попранные права государства или каких-то там собственников волнуют наших граждан меньше всего. Народный гнев вызывают лишь «паленая» водка или таблетки из строительного мела — опасно для жизни. Но в целом кажется, что ситуация с контрафактом — лишь издержки становления рынка, которые не угрожают устоям и со временем как-нибудь рассосутся.

Пиратские копии шоу Киркорова, может, и не угрожают. А вот пиратские учебники порой представляют собой мины замедленного действия.

Роспечать бьет в набат

Год назад заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Андрей Романченко обратился с письмом к начальнику Департамента экономической безопасности МВД России Сергею Мещерякову. Из письма следовало, что, по оценкам экспертов, каждый десятый школьный учебник, поступающий в торговлю, — фальшивый. И Роспечать забила тревогу.

На школьные учебники «чернокнижники» обратили свое внимание давно. Ведь этот товар всегда востребован. Общий объем рынка сотрудники Департамента экономической безопасности МВД оценивают в 120 миллионов долларов ежегодно. С каждым годом «подпольщики» претендуют на все более значительную его часть. Примечательная подробность: фальшивые учебники далеко не всегда дешевле подлинных. Пиратская прибыль порой превышает 200 процентов.

Тревогу вызвало и то, что под угрозой оказался один из глобальных проектов Российской академии наук, Российской академии образования и издательства «Просвещение». Он предполагает выпуск серии комплектов «Академический школьный учебник», куда должны войти около двухсот книг. Подобного не было ни в СССР, ни за рубежом. Появление этих учебников, по замыслу инициаторов проекта, должно помочь покончить с путаницей, ошибками и перекосами, встречающимися ныне в образовательных программах. Но в ситуации, когда на книжные рынки России идет массовый вброс контрафакта, уже не до стратегических прорывов.

Сообщил о «пирате» — получи «Жигули»

Союзником государственного издательства в борьбе с подпольными производителями учебников стал Департамент экономической безопасности МВД. Оказалось, книжное пиратство — не такая уж непобедимая стоглавая гидра. Беспрецедентный пока факт: за подделку учебников под брендом «Просвещения» возбуждены четыре уголовных дела, по двум из которых уже состоялись суды. Один фигурант объявлен в федеральный розыск, другой осужден на три года условно с выплатой ущерба в шесть миллионов рублей.

В Санкт-Петербурге проведена целая милицейская операция «Чернокнижник». Оперативники, организовав наружное наблюдение, выяснили, что подпольное производство и торговлю организовал коммерческий директор ООО «Виктория Плюс» Игорь Белышев. В результате конфискован контрафактный тираж 90 тысяч экземпляров. До этого в том же Питере был похожий «улов» — прямо из типографии изъяли 60-тысячную партию учебников-подделок…

Борьба государства с книжными пиратами все больше напоминает борьбу с террористами. Правда, масштабы пока поменьше. Если за сведения о местонахождении Басаева предлагалось 10 миллионов долларов, то за информацию о производителях контрафактных учебников можно получить «всего лишь» «ВАЗ-2104». И если за уничтожение «террориста N 1» оперативники ФСБ получили Героев России, то за операцию против «чернокнижников» старший оперуполномоченный УБЭП Санкт-Петербурга Константин Дегтярев — звание майора милиции досрочно. Но сам подход к проблеме свидетельствует: борьба с книжным пиратством разворачивается непримиримая.

— Эти четыре уголовных дела — не результат разовых рейдов-облав с контрольными закупками, — рассказывает заместитель генерального директора издательства «Просвещение» Никита Гололобов. — Мы объявили на «чернокнижников» полномасштабную охоту. С руководством ведущих книжных ярмарок подписали соглашения, лишающие пиратов рынков сбыта. Теперь, если те появляются со своими поделками, то сразу оказываются под милицейским колпаком. В Питере таким образом удалось вытеснить контрафакт с ярмарки в ДК имени Крупской, в Москве — с книжной ярмарки в спорткомплексе «Олимпийский». Это к тому, что и с другими видами контрафактного производства можно успешно бороться. Было бы желание.

Санэпиднадзор предупреждает

Проблема не только в том, что книжные пираты обкрадывают правообладателя, в наглую присваивая себе то, что им не принадлежит. И даже не в том, что в немалом убытке оказывается государство, которому они не платят ни «коммуналку», ни «социалку», ни прочие налоги. Главное, контрафактный учебник опасен для ребенка.

По заключению Научного центра здоровья детей при Российской академии медицинских наук, использование пиратских учебников ведет к развитию близорукости. Медики настаивают: каждое издание для школьников обязательно должно пройти санитарно-гигиеническую экспертизу. Степень белизны и плотности бумаги детской учебной литературы строго регламентирована. Несоблюдение стандартов повышает утомляемость учеников, увеличивает вес школьных портфелей. При этом никто пока серьезно не исследовал химический состав типографской краски, которую по дешевке закупают «чернокнижники».

ДОСЬЕ «РГ»

Как распознать пиратский учебник?

1. Отсутствие логотипа издательства на обложке и титульном листе.

2. Отсутствие выходных данных издательства.

3. Низкое качество бумаги — чаще всего газетная.

4. Низкое качество печати: плохо пропечатанный рваный шрифт, плохая цветопередача иллюстраций.

5. Несовпадение по формату и размерам с оригинальными учебниками.

6. Некачественная бумага мягких обложек — недостаточной плотности и цвета.

7. Пленка на обложках плохо приклеена: попадание воздуха под пленку приводит к появлению пузырей, складок или заломов.

8. Большой вес: с 2003 года твердые переплеты оригинальных учебников изготавливаются из тонкого картона.

Михаил Фалалеев

Дата публикации 28 июля 2006 г.

"Российская газета"

*