Спутники "Сатаны". Упавшая ракета унесла сразу 18 спутников
При запуске с космодрома Байконур потерпела аварию ракета-носитель «Днепр» с 18 спутниками. Среди них был первый белорусский спутник «БелКА», на запуск которого приехал посмотреть лично президент Александр Лукашенко. «В том, что для запуска взяли ракету, простоявшую на боевом дежурстве более 25 лет, нет ничего страшного, — прокомментировал сотрудник Роскосмоса генерал-майор Владимир Уваров. — Если техника нормально обслуживается, она и сработает нормально. Скорее всего, причина аварии в некорректной проверке перед стартом».
В ночь на 27 июля 2006 года при запуске с космодрома Байконур потерпела аварию ракета-носитель украинской разработки «Днепр» с 18 российскими и зарубежными спутниками.
Среди них первый белорусский спутник «БелКА», российский студенческий микроспутник «Бауманец» и 16 малых спутников из Италии, США, Колумбии. Авария произошла сразу после запуска ракеты: примерно через полминуты после пуска отказал двигатель 1-й ступени, и «Днепр» упал в 190 км от места старта.
По словам специалистов КБ «Южное», где была создана ракета, аварийное выключение двигателя первой ступени произошло из-за потери стабилизации ракеты. Это делается автоматически, чтобы носитель не перешел в неуправляемый полет, а упал по заранее определенной трассе вдали от населенных пунктов.
Напомним, что первоначально запуск «Днепра» с пакетом из 18 спутников планировался на 28 июня, однако в ходе проверок системы управления ракеты-носителя была выявлена неисправность в бортовом вычислительном комплексе. Тогда ракета была заменена на запасную. Хотя она простояла на боевом дежурстве более 25 лет и гарантийный срок эксплуатации продлен более чем вдвое, в Роскосмосе называют «Днепр» «очень надежным носителем, обладающим уникальными характеристиками, что подтверждено более чем 160 испытательными пусками баллистической ракеты и шестью космическими».
Конверсионная ракета-носитель «Днепр» создана на базе баллистической ракеты РС-20В «Воевода» (по западной классификации SS-18 «Сатана»). Она запускается из шахты так называемым минометным стартом — с помощью порохового аккумулятора давления выстреливается на высоту до 30 метров, где включается маршевый двигатель первой ступени.
По предварительной информации Роскосмоса, при аварийном запуске никто не пострадал, фрагменты ракеты упали на границе Казахстана и Узбекистана, где нет населенных пунктов. Не столь оптимистичен председатель Союза за химическую безопасность Лев Федоров. Он считает, что раз первая ступень ракеты-носителя не отработала до конца, а вторая не включилась, не исключен разлив на месте падения части ракетного топлива, которого на борту более 150 тонн. Причем входящий в его состав гептил в шесть раз токсичнее известной синильной кислоты.
За стартом на Байконуре следили гости из Италии, США и Колумбии, а также президент Белоруссии Александр Лукашенко, который, по словам сотрудников Роскосмоса, «мужественно принял удар судьбы, узнав, что первый белорусский спутник «БелКа» потерян».
Для выяснения причин аварии создана комиссия, в работе которой принимает участие и глава Роскосмоса Анатолий Перминов.
Комментарий
Владимир Уваров, генерал-майор, бывший главный специалист по космосу минобороны, сейчас сотрудник РОСКОСМОСА:
— В том, что для этого запуска взяли ракету, простоявшую на боевом дежурстве более 25 лет, нет ничего страшного. Если техника нормально обслуживается, она и сработает нормально. Скорее всего, причина аварии в некорректной проверке перед стартом.
Но по большому счету проблема в ином. Ведь такие ракеты в штатном режиме запускаются из шахт, которых на Байконуре нет. Поэтому я предполагаю, что в данном случае старт осуществлялся так: ракету прямо в контейнере поставили на стартовую установку в вертикальном положении и с земли запустили. Естественно, что это могло повлиять на ситуацию. Ведь на стартовой площадке надо создать новые коммуникации, подвести сети, системы управления, контроля. Все это из земли необходимо извлечь наружу. Словом, потребовалась существенная переделка.
Сама же ракета РС-20В очень надежная, но как боевая. А вот как космическая? Пока нет достаточно статистики, чтобы говорить о ее высокой надежности для вывода аппаратов в космос. Шесть запусков — это не цифра. Наши лучшие космические ракеты «Протон» или «Союз» вылизывали годами, а здесь взяли конверсионную ракету, говоря образно, вывернули ее наизнанку, передав систему управления, и считают — все готово. Но управление — это сердце ракеты, оно затрагивает и все другие системы, которые неминуемо будут работать иначе.
Конечно, использование конверсионных ракет для космоса не от хорошей жизни. Это началось, когда предприятия сидели без денег, хватались за что угодно: пуск с подводной лодки, пуск баллистическими ракетами и т.д. В мире ничего подобного нет. В США космические аппараты не запускают с подводных лодок, не применяют для выведения в космос свои боевые ракеты. У нас это от бедности и стремления заработать любыми способами. В общем, боевые ракеты должны быть боевыми, а в космос летать космические. И тогда аварий будет намного меньше.
Юрий Медведев
Дата публикации 28 июля 2006 г.
*