Гаджи Гаджиев: Событий было много, даже очень много, многое освещалось в прессе. Я считал и считаю, что российский футбол движется вперед. За это время ЦСКА выиграл кубок УЕФА, улучшается в российском футболе и качество судейства. Двойные стандарты остаются, Ангбву дисквалифицировали на три игры. За что? Он нанес травму? Нет. Умышлено грубо играл? Нет. А на что тогда тянул подкат сзади двумя ногами Танасиевича? Ему ничего не дали, и сейчас он играет. Судейская комиссия рассматривала этот эпизод.

Приводим стенограмму традиционной предматчевой пресс-конференции с участием Гаджи Гаджиева и Алексея Сквернюка.

Гаджи Гаджиев: Событий было много, даже очень много, многое освещалось в прессе. По игре в «Ростове» мое мнение не изменилось, и все разговоры о том, что я был в неком эмоциональном состоянии несерьезны, поскольку мы работаем достаточное количество лет, и у каждого специалиста есть свой имидж. Большинство людей, специалистов и любителей футбола, которые со мной контактируют, знают на что я способен, а на что нет. А то, что высказывания мои подтверждены фактами – нет проблем, все, кто находится в нашем деле – все понимают, о чем идет речь. Но одно дело понимать, другое делать, делать всегда сложнее. Приведу такой пример. В 1975 и 1976 годах я был слушателем ВШТ. Профессор Годик читает лекцию о факторах, влияющих на результат матча, называет тренировочные факторы игры, говорит об организации, подготовке, проблема пятая, шестая… Но наши тренеры считали, что первая проблема – это работа с судьями… Прошло много времени, и уже я выступал перед тренерами, говорил о тех же самых проблемах, и теперь ко мне уже тренеры обращаются со смехом, что мол я пропустил проблему судейства. И как после этого клуб обиделся на мои слова? Все такие, а он не такой? Тогда я со смехом ответил, что фактор судейства неконтролируемый, а неконтролируемые факторы можно объединить в одну группу с полнолунием и еще какими-то аномальными событиями, трудно контролируемыми фактами, проблемами в семье. Этот фактор я не могу просчитать, это не та вещь, которой можно управлять.

Двойные стандарты остаются, Ангбву дисквалифицировали на три игры. За что? Он нанес травму? Нет. Умышлено грубо играл? Нет. А на что тогда тянул подкат сзади двумя ногами Танасиевича? Ему ничего не дали, и сейчас он играет. Судейская комиссия рассматривала этот эпизод. Ангбва шел спереди, немного сбоку, соперник не получил никакой травмы. Удалили – ну ладно, я понимаю решение судьи, только что было обоюдное удаление, могли быть эмоции, надо было их погасить… Могу согласиться… Я считал и считаю, что российский футбол движется вперед, не так быстро, как хотелось бы некоторым, но для истории, в том числе и футбольной, это небольшой срок. За это время, что бы мы ни говорили, ЦСКА выиграл кубок УЕФА, улучшается в российском футболе и качество судейства. Несмотря на мои жесткие высказывания, я считаю, что сдвиг в лучшую сторону есть. Хотелось бы побыстрее, но объективно я понимаю, что иногда мы будем возвращаться в прошлое, таковы особенности нашей жизни… И главное слово в данной ситуации за игроками, за командами в конечном счете.

Результат мы могли сохранить, по крайней мере в Ростове. С ЦСКА было сложнее, это более квалифицированная команда, плюс на игрока меньше у нас было… Наша работа, она как велась, так и будет продолжаться, по-прежнему игроки должны играть, судья – судить, и моя установка остается прежней – не разговаривать с судьями на поле, потому что судья всегда прав…

До матча с ЦСКА у нас было меньше всех карточек. Это не случайно, это результат определенной нашей работы, результат того, что игроки согласны с таким подходом. Они будут корректно вести себя на поле вне зависимости от того, как складываются отношения с судьями. Жаль, что мы подпортили себе этот рейтинг, теперь мы не лучшие. Но в какой-то мере мы можем за счет случившихся фактов еще более строго подходить к подобным ситуациям, еще более усилить игровые качества, для того чтобы даже в самой сложной ситуации сохранять спокойствие, сохранять уверенность, уважительно относиться к сопернику, к судьям.

Перейдем к вопросам, непосредственно связанным с игрой. Мы с вами в последний раз встречались перед «Амкаром», возвращаться к той игре, думаю, нет смысла, в ней удалось раскрыть свои лучшие качества очень многим игрокам. Мы понимаем, что не в лучшем состоянии находился «Амкар», но как бы то ни было, результат есть, он останется, он дал позитивный толчок команде. Важно было не переоценить качество нашей игры. На сегодняшний день это уже пройденный этап, и если и была эйфория, то продолжалась она не более двух-трех дней. Матч в Ростове получился непростым. Мне кажется, что нам явно не хватает умения действовать одинаково на протяжении всей игры. И в игре с ЦСКА, и с «Ростовом» у нас были такие ситуации, в которых мы выглядели не очень убедительно. С одной стороны в этом, конечно, виноват соперник, но и действия наших футболистов могли быть более классными. Например, первые 10 минут второго тайма в Ростове. Если их сравнить с оставшейся частью второго тайма, то можно говорить что играли две разные команды. Я понимаю, что это очень сложная задача, что у нас непростые соперники. Соперники не уступают нам, некоторые, в частности, ЦСКА, имеют определенные преимущества в некоторых компонентах. Но каждый тренер исходит из того, что должна делать команда, что улучшить, какие стороны подготовки, какие качества, чтобы команда усиливала игру.

Конечно, матч с ЦСКА был более сложным, были такие игровые эпизоды, когда мы достаточно долго оборонялись, когда соперник имел заметное территориальное преимущество, периодически вскрывал нашу оборону. Чаще всего это происходило после нелепых потерь мяча в центре поля, и тогда армейцы действовали, есть такое понятие, против «неорганизованной обороны» – т.е. когда футболисты не успевают закрыть зоны. В частности, перед эпизодом, когда попал в штангу Жирков, у нас могла состояться контратака. По флангу Жиркова убегали два игрока, он явно не успевал за ними, и тут – простейшая ошибка, и теперь уже мы не успеваем закрыть правый фланг, и плюс к этому игровую ситуацию не достаточно точно оценили – кому в центре играть, кому играть с Жирковым. Конечно, это важно, когда ты успеваешь, и важно назад успеть вернуться. Чтобы наша игра стала более совершенной, этот баланс надо чувствовать – когда и как сыграть…

У нас сейчас поправились игроки. Бобер удачно вошел в игру с «Ростовом», провел неплохой для себя матч, но, к сожалению, оказался неготовым в матче с ЦСКА. Я думаю, это была моя ошибка, в эту позицию лучше было бы выпустить Канчельскиса. Он тоже поправился, уже две недели тренируется с командой. Бобер начал тренироваться несколько раньше, состояние, как казалось, у него хорошее, это подтвердил матч в Ростове, а в игре с ЦСКА я ошибся… Состояние – это не только физическое состояние, но и мотивация, психологический настрой, то, как футболист управляется с эмоциями…

Из игроков по индивидуальной программе сейчас практически никто не тренируется, последний кто болел это Темиле, он тоже уже начал тренироваться в общей группе. У него болеет бабушка, родителей у него нет, он скорее всего улетит в Нигерию, и поэтому его возвращение в плане готовности еще немного задержится. Шпаков, в принципе, уже выглядит достаточно неплохо, других травмированных у нас не осталось. Это добавляет несколько проблем в плане выбора игроков на матч, может, несколько усложнились взаимоотношения внутри команды, но в принципе лучше эти вопросы обсуждать, чем потом в какой-то момент принимать решение единолично, и люди, которые считали, что они могут попасть в протокол, или в стартовый состав, вдруг окажутся вне его. Такой диалог ведется постоянно, и в целом эта ситуация даст больше позитива, чем негатива.

Владивостокский «Луч» за последние несколько туров набрал много очков и вплотную приблизился к «Крыльям», это обещает напряженный матч. Матч будет непростой, постольку поскольку у Павлова и так была неплохая команда, и они еще укрепились: и Штанюк, и Базаев, мне кажется, повлияли на игру в лучшую сторону. Команда достаточно мобильная, хорошо контролирует мяч, я видел достаточно много игр этой команды, и до перерыва и после, и таких игр, в которых «Луч» безнадежно бы проигрывал, я не видел, может и были такие, но из тех, что я посмотрел, не было.

Удаление Овчинникова тоже порождено этими двойными стандартами, и Семин на тренерской скамейке позволяет себе большее, чем позволил Бранко. Вы когда-то создали тренерскую ассоциацию. Эта организация может вмешаться в решение вопроса с судейством по двойным стандартам?

– Эта организация действительно нужна российскому футболу. Как ни крути, а проблемы российского футбола лучше тренеров не видит никто и никто лучше тренеров не знает, как их решить. Я не веду сейчас речь об экономических вопросах или пиаре, а о том, что касается непосредственно игры и подготовки. Возрастание роли этой организации принесет реальную пользу российскому футболу, но сегодня нельзя сказать, что наш авторитет как организации высок настолько, чтобы серьезно влиять на развитие игры и другие факторы. То, что этой организации надо действовать, это факт. Мы сейчас больше заняты другим, методической помощью командам 1-й и 2-й лиги – стажировки в командах премьер-лиги, выпуск методической литературы. Гершкович недавно выступал по НТВ+ и говорил по большей части о сборной. Обсуждали возможное негативное приятие российскими тренерами Гуса Хиддинка. На самом деле, это скорее излишнее беспокойство работников СМИ, хотя, возможно, оно и оправданно. Наверное, нам надо обсудить вопрос судейства, я думаю созвониться с тренерами – с Гершковичем, Газзаевым, Семиным, посоветоваться, надо ли нам это делать и если надо, то в какой форме… А реакция нашего клуба однозначна. Барановский попросил подготовить материал, когда в аналогичных случаях не было показано вообще никакой карточки, или была показана, но желтая, не было дисквалификации. Таких ситуаций с двойными стандартами море. Вы правы, что это привело и к такой ситуации с Овчинниковым. Если бы реакция была пораньше, может быть, этого скандала не было бы. Иногда достаточно просто сразу показать желтую карточку, чтобы потом ничего не было. Поэтому мы понимаем красную карточку Ангбве, но оказалось, что его еще и дисквалифицируют. Овчинников человек известный, хорошо известны и его человеческие качества, в том числе и с позитивной стороны – лично я его знаю как нормального человека. Думаю, если бы своевременно были применены меры воздействия, то ничего бы не было.

В Ростове несколько раз были разыграны штрафные без свистка, и «Крылья» не знали, как поступать в такой ситуации. В результате пропустили гол…

– Я не знаю. Если не было команды «не бить без свистка», то «Ростов» имел право так разыгрывать штрафные. А наши игроки действовали неверно, выключались из игры – это наши ошибки. Еще в 1-м тайме была такая ситуация, но нам удалось избежать гола. Мы пересматривали эти моменты, будем работать.

Проясните ситуацию с Булыгой.

– Он сейчас занимается получением российского гражданства и, думаю, получит его. Мое мнение по нему остается прежним – он может быть полезным команде. А поскольку в следующем году надо будет иметь четырех россиян на поле, а потом пятерых, то сохранить Булыгу нам будет выгодно и с экономической точки зрения.

Ходят слухи об интересе к нему со стороны «Томи».

– Мне тоже известно, что «Томь» делала ему предложение, но он об уходе ничего не говорил, только говорил, что есть предложение. Понятно, что каждый игрок ищет ту команду, где ему было бы и комфортно, и выгодно с финансовой точки зрения. Булыга согласен пойти на снижение ставки по сравнению с предложением от «Томи», потому что здесь, у нас он чувствует себя комфортно и хотел бы остаться.

Как складываются дела у Лобоса и Леилтона?

– Это непростое дело – отдать или продать игрока, как и купить его, а может даже и сложнее. Сколько у нас было на просмотре игроков, но мы ни одного не взяли. Чтобы отдать игрока, надо чтобы и клубу он был нужен, и сам хотел там играть. Была ситуация, когда корейский клуб просил отдать им Леилтона, но ни он тогда не созрел, ни клуб… С «Шинником» примерно то же самое – он им нужен, но нужен в нормальном состоянии, а он пришел в «Шинник» с лишним весом. Если мне нужен игрок, я работаю с ним, пытаюсь подготовить. Если получается, то потом говорю клубу, что надо его приобрести. Если я его не смог подготовить, улучшение есть, но его темп незначительный, то мы не берем игрока. А там свой подход, который тоже имеет право на жизнь: им некогда готовить приехавшего футболиста, они лучше посмотрят других. У Лобоса и Леилтона старая история. Люди не могут управлять своими эмоциями за столом и на тренировках. Думаю, в итоге Леилтон все же уедет в «Шинник». Лобос сейчас находится в относительно неплохом состоянии, даже несмотря на избыточный вес. Примеры такие в нашем футболе были и есть. Но сейчас вроде неплохо играет Макаров. В любом случае, нам нужен второй вратарь.

Макаров не всегда реагирует на удары. Как вы это оцениваете?

– Он так точно просчитал, когда нам гол забивали, что даже не прыгнул. Есть правило, что реагировать надо на любой удар, но иногда хочется показать, что у тебя очень точный расчет и ты заранее знаешь, что мяч пройдет в 5 метрах от ворот… Этот момент мы обсудили, поговорили, какая позиция была бы наиболее правильная, каковы должны были быть его действия. Мяч шел по очень сложной траектории – она была одновременно обводящая и падающая. Удар был очень сложным и трудным по исполнению, такие мячи редко можно забрать. Когда Жирков бил в штангу, он тоже не реагировал, хотя надо было.

Вопрос Алексею Сквернюку. Вы ощущаете себя игроком основного состава или ближайшего резерва?

– Основного. На сборе в Австрии я неплохо проявил себя и доказал, что могу играть в основе.

В чем вы добавили, по вашим ощущениям?

– Стал лучше играть в защите.

Гаджи Муслимович, а вы на какую позицию поставите Сквернюка в матче с «Лучом»?

– С «Лучом»? Он универсальный футболист, и мы можем использовать его на нескольких позициях. Можно сказать, что он будет играть слева, а на какой именно позиции, решим позже. Владивосток знает, как играет Сквернюк, потому что он там провел достаточно неплохой отрезок в 45 минут.

Не рассматриваете Сквернюка как второго нападающего в пару к Топичу?

– В принципе, он может сыграть и нападающего. За последнее время он серьезно добавил в отборе. У нас в команде он один из наиболее «отбирающих». Это очень важное качество. Если ты не будешь отбирать, у тебя не буде мяча. Атаку организовать можно тогда, когда отбираешь мяч и не теряешь его. В атаке ему хорошо удается обводка, неплохой удар с левой ноги, но не сказать, что поставленный – не могу сказать, что он попадет девять из десяти ударов. Есть проблемы с правой ногой. Но надо сказать, что наша молодежь – Васильев, Шевченко, Гаждиев, Сквернюк, Шпаков – они достаточно амбициозны. У Васильева только есть проблемы в плане отношения к тренировочному процессу. Он подвержен эмоциям. А остальные готовы остаться после тренировки и работать дополнительно, улучшать свои качества. Сквернюк, я думаю, через некоторое время сможет работать правой ногой – он уделяет большое внимание самоподготовке. И форвардом тоже сможет сыграть. Но это зависит от того, какая идет игра, какой форвард нужен в конкретном матче.

Алексей, врачи команды говорят, что у вас отсутствует чувство самосохранения.

– Я просто полностью отдаюсь игре.

Зато постоянно вылетаешь из-за травм.

– Это да.

Гаджи Муслимович, существует мнение, что «Луч» дома и в гостях – это две разные команды.

– Да нет, они неплохо провели три выездным матча со «Спартаком», в чемпионате москвичи отыгрались только на 90-й минуте. «Динамо» они по игре не уступили, хотя и проиграли 2:1. С «Амкаром» сыграли 0:0, нормальный результат. Думаю, сейчас они уже находятся не во Владивостоке, а в Москве и готовятся там.

На базе появились плакаты с лозунгами («максимальная мобилизация на матч», «отличное физическое состояние», «строгое выполнение игровой дисциплины», «взаимовыручка партнеров в любой игровой ситуации», «достижения команды – мои достижения»). Это с вашей подачи?

– (Оглядывается) Да, с моей.

Допишите еще про то, что не надо разговаривать с судьями.

– Такой плакат тоже есть, только не в этой комнате – «Судья всегда прав». Мы еще в начале сезона внутри команды приняли хартию, там на полстраницы написаны разные полезные вещи, в том числе и эти, которые вы видите на плакатах. Раздали каждому игроку, кому на русском, кому на английском.

Я ездил с фанатами на матч в Москву и, находясь на гостевом секторе, заметил, что исчезло огранизованное приветствие командой болельщиков после игры.

– Я, видимо, не прав в том, что не контролирую эту ситуацию. Я часто быстро ухожу с поля и не замечаю этот момент. Но, конечно, приветствие болельщиков должно быть. Надо подсказать капитану Гусину и еще двум-трем игрокам. Безусловно, работу с болельщиками нам пора активизировать. С одной стороны, у нас есть СМИ, которые неплохо работают в этом смысле, помогают объединению команды с болельщиками, помогают популяризации игры. Но и сам клуб, с другой стороны, тоже должен делать шаги в этом направлении.

Очевидно, что и команда, и болельщики хотят одного. И безразличие для фанатов становится очень обидным.

– Да, болельщики – это ранимый народ. Я прекрасно понимаю, что они могут пережить проблемы, неудачи команды, но им сложно пережить неуважительное отношение к себе.

27 июля 2006

"Крылья Советов" Самара

***