Вчера Министерство информационных технологий и связи РФ публично выступило против намерений трех крупнейших операторов сотовой связи повысить цены на услуги, введя плату за установление соединения. В министерстве утверждают, что такой услуги в лицензиях оператора нет и брать за нее деньги сотовики не могут. Операторы стоят на своем, обещая повысить тарифы, сменив название услуги. В Мининформсвязи не исключают, что такие действия крупнейших операторов могут повлечь за собой ответные меры со стороны государства: их могут признать монополистами и отрегулировать тарифы.

Фото: Алексей Куденко / Коммерсантъ

В Мининформсвязи вчера отреагировали на заявления трех крупнейших сотовых компаний России – МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона» – о повышении тарифов, связанном с введением с 1 июля принципа «платит звонящий», или Calling Party Pays (CPP). Сотовики объявили, что для большинства тарифных планов вводят так называемую плату за установление соединения, равную 30-50 копейкам ($0,013-0,018), чтобы компенсировать потери от введения CPP (см. Ъ от 26 июля).

Как пояснил вчера Ъ и. о. директора департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Евгений Васильев, в действующем законе «О связи» не существует услуги «установления соединения», а следовательно, брать за это плату незаконно. По мнению представителей Мининформсвязи, ситуация требует расследования со стороны ФАС и Россвязьнадзора, который должен начать проверку действий сотовых операторов.

ФАС также отреагировала на заявления сотовых операторов, направив в сотовые компании запросы с требованием объяснить, почему плата за соединение была выведена на рынок тремя сотовыми компаниями практически одновременно.

Сами сотовые компании считают свои действия обоснованными. «Мы две недели дискутировали с Мининформсвязи по поводу законности введения нами платы за установление соединения,– говорит первый заместитель генерального директора компании «МегаФон» Алексей Ничипоренко.– Однако представители министерства так и не смогли указать на конкретную статью в законе, которую мы нарушаем, вводя такую плату, поэтому мы решили ее все-таки ввести». Господин Ничипоренко отметил, что введение этой платы является попыткой сотовых компаний компенсировать свои убытки от введения CPP. Похожую позицию заняли в «Вымпелкоме» и МТС. «Уточню, что мы говорили не о вводе платы за установление соединения, а о повышении цены на первую минуту разговора, если продолжительность разговора превышает три секунды,– поясняет руководитель направления по работе со СМИ «Вымпелкома» Юлия Остроухова.– Это абсолютно законно. Причем тарифы, где первая минута связи была дороже, чем все последующие, у нас существуют уже несколько лет. Таков тариф «Би+Бум»». «Наши действия соответствуют Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным постановлением правительства РФ #328 от 25 мая 2005 года»,– отметил пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин.

Позицию сотовых компаний в Мининформсвязи прокомментировали следующим образом: «Сейчас ни одна из крупнейших сотовых компаний не включена в список операторов, занимающих существенное положение в сетях общего пользования. Однако некорректные действия сотовых компаний, которые намереваются брать плату за услуги, которые не закреплены в законе, могут подстегнуть процесс внесения сотовых компаний в этот список». Кстати, подписанный на днях президентом России новый вариант закона «О защите конкуренции» включает в себя норму о коллективном доминировании, идеально подходящую для ситуации на российском рынке сотовой связи: когда на товарном рынке три участника имеют совокупную долю более 50%, их доля стабильна, а доступ новых игроков на рынок затруднен. Используя данную норму, антимонопольные органы смогут отменять плату за отдельные услуги либо регулировать тарифы на них в сторону понижения.

Эксперты телекоммуникационного рынка сомневаются в том, что тарифы сотовых компаний начнет регулировать государство. «Реальной угрозы государственного регулирования сотового бизнеса нет, однако сейчас началась открытая оппозиционная борьба госорганов с сотовиками, связанная с разногласиями насчет введения CPP,– говорит ведущий аналитик ИК «Тройка Диалог» Андрей Богданов.– Говорить об итогах этой борьбы трудно, так как сотовые компании имеют в России мощное лобби, однако если «большая тройка» все же окажется в списке существенных операторов, это будет плохим сигналом для инвесторов».

ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 137 (№ 3468) от 28.07.2006, ПТ

КОММЕРСАНТЪ

***