Власти Германии несут ответственность за столкновение в воздухе в 2002 году российского пассажирского лайнера «Башкирских авиалиний» и грузового самолета компании DHL, повлекшее гибель 71 человека. Так решил немецкий суд. На процессе рассматривался иск авиакомпании «Башкирские авиалинии», которой принадлежал Ту-154, столкнувшийся с «Боингом-757» компании DHL над Боденским озером в германском воздушном пространстве неподалеку от швейцарской границы. На борту российского лайнера, совершившего полет из Москвы в Барселону, было 45 школьников.

Трагедия диспетчера

Ранее немецкие специалисты пришли к заключению, что пилот «Боинга» действовал по инструкциям электронной системы, которая рекомендовала снижаться во избежание столкновения. Пилот Ту-154, в свою очередь, последовал точно таким же указаниям о снижении со стороны наземной диспетчерской службы.

В результате расследования, проведенного германскими властями, выяснилось, что швейцарский диспетчер вовремя не заметил, что самолеты находятся на встречных курсах. Непосредственно о фирме Skyguide в отчете германской комиссии не упоминалось, но вскоре швейцарская фирма сама взяла на себя ответственность за ошибки.

Диспетчера, который дежурил во время столкновения самолетов, через полтора года после трагедии над Боденским озером убил россиянин Виталий Калоев, у которого в катастрофе погибли жена и двое детей. Впоследствии Калоев был приговорен в Швейцарии к восьми годам тюрьмы.

Кому и сколько платить

На этот раз немецкий суд пришел к выводу, что власти Германии нарушили закон, когда передали контроль своего воздушного пространства частной диспетчерской фирме Skyguide из Швейцарии. Соответственно, именно Берлин должен будет выплатить материальную компенсацию за случившееся.

«Германия не может перекладывать ответственность на Skyguide», — говорится в решении суда, который подчеркнул, что инцидент произошел в воздушном пространстве ФРГ.

Разбирательство дела затянулось на годы

При этом суд признал, что деятельность швейцарской фирмы, контролировавшей воздушное пространство над значительной частью территории южной Германии, сопровождалась «серьезнейшими организационными недостатками». «Это могло привести к перегруженности единственного диспетчера, работавшего в то время, и в конечном итоге вызвать столкновение между самолетами», — отмечается в документе.

Что касается материальной компенсации, которая должна быть выплачена «Башкирским авиалиниям», то ее размер судом пока не определен; сама авиакомпания утверждает, что ущерб за разбившийся самолет составляет 2,6 млн. евро.

Кроме того, «Башавиалинии» просят освободить их от обязанности выплачивать компенсации, если в будущем за ними станут обращаться родственники жертв авиакатастрофы. Разбирательство по этому вопросу начнется в 2007 году.

Помимо «Башкирских авиалиний» иски правительству ФРГ собираются также предъявить компания DHL и швейцарская Winterthur. DHL хочет получить компенсацию за свой самолет, а Winterthur, которая является страховщиком «Башкирских авиалиний», рассчитывает на 2,5 млн. евро, чтобы выплатить эти деньги родственникам жертв авиакатастрофы.

Министерство транспорта Германии, которое настаивало на том, что ответственность за трагедию несет в первую очередь Skyguide, пока отказывается обсуждать вопрос о том, как повлияет судебное решение на работу авиадиспетчеров в будущем, указывает агентство Рейтер.

четверг, 27 июля 2006 г., 14:05 GMT 18:05 MCK

Би-би-си

***