Сегодня в прокат выходит пятый по счету фильм о Супермене, отделенный от четвертого почти двадцатью годами. Если все эти годы Супермен и был занят мучительным поиском себя в меняющемся мире, то не нашел ничего лучше, чем сохранить верность своему изначальному имиджу образца 1978 года.

Новый Супермен (Брэндон Рут) летает ничуть не хуже, чем его предшественник Кристофер Рив, но не так быстр умом

В суть его попыталась вникнуть ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.

Хотя в последние годы Супермена начали заслонять более модные и эффектные герои комиксов, забыть его все равно было невозможно: он как Юрий Гагарин, первый среди множества космонавтов. Супермен один, и он не такой, как все. Не только потому, что служит в редакции газеты Daily Planet, там-то его не держат за человека и ничего насущного не поручают. Смысл маскировки под журналиста-бездельника Кларка Кента, как и его принципиальное отличие от прочей рисованной братии вроде Бэтмена или Человека-паука, раскрывает в своем культурологическом монологе заглавный герой фильма «Убить Билла». В его интерпретации Супермен имеет перед аналогичными защитниками униженных и оскорбленных то преимущество, что рожден сверхчеловеком, между тем как у его коллег сверхъестественные способности благоприобретенные. Чтобы они проявились в полной мере, приходится облачаться в специальную амуницию, а вот Супермен с утра просыпается Суперменом, и ему, наоборот, приходится маскироваться под недотепу Кларка Кента, которого герой Тарантино считает суперменской пародией на человечество en masse.

Режиссер «Возвращения Супермена» (Superman Returns) Брайан Сингер, напротив, ничего жалкого и заслуживающего презрения в Кларке Кенте не видит; ему нравится подчеркивать в Супермене элементы уязвимости, жертвенности, кротости, то есть те качества, которые позволяют провести параллели между героем комикса и центральным персонажем христианской мифологии, тоже спасавшим человечество под легендой безобидного молодого человека без определенных занятий. Супермен в чем-то даже святее Иисуса Христа, подверженного внутренней борьбе с известными искушениями. На лице Брэндона Рута, играющего в «Возвращении…» Человека из Стали, не отражается ни малейших рефлексий и сомнений, хотя бы в том, достаточно ли убедительно он копирует своего предшественника Кристофера Рива – легендарного Супермена в кино и в реальности: после травмы позвоночника последние четыре года своей жизни тот провел в инвалидной коляске, упорно отказываясь считать себя калекой. Внешнее сходство между ними разительно, однако Супермен Кристофера Рива, оставаясь однозначно положительным героем без малейших поползновений в сторону амбивалентности и неразборчивости в средствах, все-таки умудрялся вносить в свою игру оттенки юмора и самоиронии. Новый же Супермен не на шутку озабочен лежащей на его плечах миссией и оттого слишком серьезен и скучен, как набриолиненный завиток у него на лбу, сохраняющий форму, даже когда пятеро хулиганов мутузят героя ногами, макая его иконописным ликом в грязную лужу.

В этом узком, парикмахерском смысле, конечно, более выразительным представляется жест главного антигероя Лекса Лютора (Кевин Спейси), срывающего паричок через пару минут после начала фильма (влюбленная в него старушка подписала завещание на смертном одре, и притворяться красавчиком больше не нужно) и обнажающего голый череп самой зловещей формы. В нем непременно должны клубиться дьявольские замыслы; авторы «Супермена» пытаются сделать их более понятными для простых смертных с помощью риэлтерской тематики: Лекс Лютор собирается затопить Соединенные Штаты, чтобы на их месте соорудить новый континент в форме амебы, раскорячившей ложноножки, и открыть торговлю земельными участками. Почему нельзя просто зачистить уже имеющийся материк, я так и не поняла – возможно, такая операция небезупречна с юридической точки зрения. Но все равно хочется отвесить земной поклон Кевину Спейси, опустившемуся до участия в детском фильме и до иллюстрации общеизвестного факта, что зло на экране смотрится гораздо интереснее и остроумнее, чем добро.

Противостояние добра и зла в данном случае полностью соответствует формулировке злодея «мозг против мышц», причем добро не может предъявить практически ничего, кроме кулаков, точнее, одного кулака, который «наш друг в элегантных рейтузах» (опять же выражение Лекса Лютора) по привычке выставляет вперед во время полета. За весь фильм продолжительностью 157 минут Супермен показывает всего два фокуса, в которых задействована незначительная часть из ассортимента его способностей, в которых по идее числятся и умение стрелять лазером из глазниц, и навыки гипноза, и чревовещание, и способность производить в мозгу компьютерные расчеты. Однако авторы фильма эксплуатируют в основном примитивные физические возможности Человека из Стали: вначале он ловит падающий экспериментальный Boeing (в котором как раз отправляет служебные надобности его возлюбленная, журналистка Лоис Лейн в исполнении Кейт Босуорт) и аккуратно укладывает его на бейсбольное поле, а потом повторяет подвиг Александра Матросова: во время вооруженного налета на банк ложится бронированной грудью на пулеметную амбразуру, а когда налетчик в отчаянии достает свой пистолетик и пытается выстрелить герою в глаз, в рапиде отбивает пулю роговой оболочкой. После этого, чтобы не тратить время на подробности, демонстрируется нарезка новостных кадров, в которых Супермен пособляет людям то там, то сям по мелочи – жалко только, в Россию не прилетает переклеивать акцизные марки в порядке спасения алкогольных импортеров.

Но и без того понятно, что спаситель человечеству необходим, и любимая журналистка, вначале гордившаяся Пулитцером за написанную сгоряча заметку «Такой Супермен нам не нужен», в финале с такой же бескомпромиссностью строчит передовицу «Почему нам нужен такой Супермен», а в редакционном портфеле, наверное, уже томится злободневное эссе «Супермен и трагедия американского либерализма». Так что прав был не только главред Daily Planet (Фрэнк Лангелла), считающий, что лучше всего продаются «трагедии, секс и Супермен», но и суперменский папа, Бог-отец (воскрешенный компьютерными технологиями Марлон Брандо), предупреждавший сына: «Люди будут постоянно взывать о помощи, даже в тех случаях, когда могли бы справиться сами».

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 136 (№ 3467) от 27.07.2006, ЧТ

КОММЕРСАНТЪ

***