Продавцы выхлопа. Автомобильный стандарт "Евро-2" повысит цены на машины, но воздух на улицах чище не станет
В сентябре начнется сертификация всех автомобилей по экологическому стандарту «Евро-2». Это уже привело к росту спроса на иномарки: не только новые, которые сейчас в дефиците, но и подержанные. Владивостокская таможня побила рекорд по количеству оформленных автомобилей – сегодня сюда из-за границы ввозится машин вдвое больше, чем обычно. По мнению экспертов, такой ажиотажный спрос может привести к росту цен. При этом главная цель, ради которой вводился новый стандарт (чистый воздух улиц), достигнута не будет.
Стандарт «Евро-2» ограничивает содержание оксида углерода, углеводородных соединений, оксидов азота и дисперсных частиц в выхлопах автомобилей. В Европе такие требования стали обязательными еще 10 лет назад. В России, как выяснили «Новые Известия», борьба за экологию вполне может обернуться побочными эффектами, неприятными для автомобилистов.
«Введение «Евро-2» неминуемо скажется на повышении цен как на российские автомобили, так и на иномарки, – рассказал «НИ» председатель Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин. – Тем не менее автомобилисты согласны с тем, что экономить на экологии и безопасности нельзя, поэтому едва ли можно ожидать каких-либо возмущений, акций протеста. Наоборот, мы, к сожалению, сильно отстаем от развитого мира: пока везде в мире готовятся к переходу на стандарт «Евро-5», мы даже до «Евро-2» никак не можем дорасти».
По мнению депутата, переход на новый стандарт не ударит по отечественному автопрому. «Я только что вернулся с АвтоВАЗа, где меня заверили, что они все новые автомобили выпускают уже с «Евро-2». Если российские марки уступят место иностранным, то скорее не из-за стандартов по экологии и безопасности, а просто потому, что по соотношению критериев цена – качество они уже начинают вытесняться из своей ниши иномарками».
Глава пресс-службы ГАЗа Владимир Торин, отвечая на вопрос «НИ», есть ли у завода проблемы с переходом на новый стандарт, даже возмутился: «О какой вообще проблеме вы говорите? Наши «Газели» уже почти два года как оснащены двигателями «Евро-2», мы собираемся переходить на «Евро-3» и «Евро-4»!» Однако потом г-н Торин все же признал, что еще не все автомобили концерна соответствуют современным экологическим требованиям: «Некоторые модели выпускаются по старым стандартам, но тут вопрос к заказчикам: будут заказывать с «Евро-2» – будем выпускать, и никакого дополнительного напряжения это не вызовет».
Выполнят ли наши автопроизводители свои обещания, покажет время. Причем очень скоро. А вот на чистоту воздуха, как уверяют специалисты, новый стандарт практически никак не повлияет. «Стандарт «Евро-2» имеет отношение только к самой сертификации и не предусматривает никакого контроля, – разъяснил «НИ» заместитель гендиректора Ассоциации международных автоперевозчиков, бывший замминистра транспорта Владимир Азаров. – В крупных городах ГИБДД оснащена пунктами контроля выхлопа на 40%, а в провинции такого и вообще не видали. Автомобиль с сертификатом проезжает 100 метров из гаража и уже не соответствует никаким стандартам, а проверять это никто не будет».
Дело, по словам эксперта, не только в стандарте, на выхлоп влияют множество факторов, например, качество бензина. «Последняя проверка показала, что даже в Москве ни на одной заправке бензин не соответствует заявленному октановому числу! – рассказал г-н Азаров. – На выхлоп также влияют организация графика движения, качество дорог, культура вождения и множество других параметров, которые надо рассматривать комплексно. А стандарт, конечно, повышать надо, но обыватель вместо очищения воздуха заметит только повышение цен на бензин».
***