Безудержный рост цен на столичное жилье обернулся у москвичей увеличением спроса на автомобили. Отказываясь платить по три с лишним тысячи долларов за квадратный метр, граждане теперь предпочитают обзаводиться новыми «колесами». Иномарки и отечественные «Лады» с «Волгами» расходятся нынче, словно горячие пирожки. Как новенькие, так и «с пробегом». Есть и оборотная сторона такой спешки — увы, все чаще подобные покупки оказываются «обманкой».

Специалисты столичного общества защиты прав потребителей уверяют, что мошенничеств при продаже автотранспорта даже в известных автосалонах столько, что застрахованным не может себя чувствовать ни один покупатель. «Труд» сегодня расскажет о наиболее распространенных способах обмана клиентов.

БРАЛ «НОВЬЕ» — КУПИЛ Б/У

ЧТО ПРОИСХОДИТ: Под видом нового автомобиля автосалон продает машину «с пробегом».

— Это самый распространенный вид жульничества, — утверждает специалист Московского общества защиты прав потребителей Андрей Голиков. — Вот совсем свежий пример: покупатель приобрел в салоне Mitsubishi Lancer за 394 тысячи рублей. Когда он через месяц приехал на технический осмотр, специалисты обнаружили, что машина далеко не новая и даже успела побывать в аварии — были заменены стандартные детали, краска на некоторых внутренних фрагментах кузова отличалась по цвету.

По словам Андрея Голикова, за последнее время 11 крупных автосалонов были замечены в торговле «бэушным» товаром. Выгода продавца в данном случае очевидна. К примеру, стоимость нового автомобиля «Дэу-Нексия» около 300 тысяч рублей. Такая же, но отбегавшая год по российским дорогам — уже почти вдвое дешевле.

Поездившие год-полтора машины скупают, пригоняют в специальный сервис, где доводят до ума. Ремонтируют все, что можно, скручивают под ноль пробег… В результате автомобиль выставляют как новый. Реальный возраст, зафиксированный в заводских документах, объясняют просто: якобы машина простояла на складе. Чистый навар при продаже составляет до 50 процентов от реальной стоимости автомобиля!

Конечно, есть риск, что новый владелец автомобиля заедет на независимую экспертизу или в посторонний автосервис, где махинация и раскроется. Пытаясь подстраховаться на этот случай, некоторые автосалоны, особенно торгующие иномарками в кредит, стараются навязать покупателю одну услугу. В договор они добавляют пункт, что в течение двух-трех лет автомобиль должен обслуживаться только в их автосервисе. Как легко догадаться, местные специалисты уже в курсе и лишнего бедолаге не скажут.

КАК ПОДСТРАХОВАТЬСЯ ОТ ОБМАНА

Если автосалон предлагает вам гарантийное сервисное обслуживание бесплатно в течение длительного срока — вас это должно насторожить. Также должны отпугивать лозунги: «Каждое второе ТО в нашем салоне — бесплатно» и «Для наших клиентов плановое ТО — со скидкой 70 процентов». Идеальный вариант — купив машину, обслуживать ее в сервисе, никоим образом не связанном с автосалоном.

ЧУТЬ-ЧУТЬ ДРУГИЕ «КОЛЕСА»

ЧТО ПРОИСХОДИТ: Оплачиваете в автосалоне выставочный образец автомобиля. А когда через некоторое время приходите забрать покупку, вам предлагают «немного другой».

— Когда я приехал забирать в салон свой «Ниссан», не поверил глазам, — рассказал «Труду» Николай Рыков, буквально на днях обратившийся в общество защиты прав потребителей. — Машина-то была та самая, что я смотрел в витрине, номер кузова, двигателя — все соответствовало. Но вместо красивых литых дисков были установлены обычные колеса, вместо импортной сигнализации — отечественная, вместо шин Goodyear — наша «Таганка», вместо магнитолы с мощными усилителями и сабвуферами -кассетник «Сокол». С сидений были сняты кожаные чехлы, а из салона исчезли дополнительный стоп-сигнал и даже резиновые коврики.

Претензии Рыкова в автосалоне даже отказались рассматривать, поскольку в договоре купли-продажи ничего из исчезнувшего оборудования перечислено не было. В итоге эксперты подсчитали, что на нехитрой манипуляции с подменой некоторых частей авто упало в цене на 2-2,5 тысячи долларов.

КАК ПОДСТРАХОВАТЬСЯ ОТ ОБМАНА

Список оборудования, которое вам не хотелось бы «потерять», необходимо досконально описать либо в самом договоре, либо в приложении к нему, заверенном печатью автодилера. Также можно сфотографировать купленный с витрины автомобиль, чтобы потом визуальные отличия стали аргументом для суда.

«РАЗВОД» ПО-РУССКИ

ЧТО ПРОИСХОДИТ: Вы выбрали автомобиль и готовитесь оплатить покупку. В этот момент менеджер автосалона вдруг «вспоминает», что за машину уже внесена предоплата другим клиентом, но за 500-1000 долларов он обещает уладить конфликт интересов.

Этот трюк рассчитан на людей, для которых покупка машины -долгожданный праздник. Как показывает практика, в абсолютном большинстве случаев уже влюбленные в своего будущего железного коня покупатели готовы переплачивать. Более того, это еще и тонкий психологический прием: незадачливый клиент подсознательно убеждается в правильности своего выбора.

КАК ПОДСТРАХОВАТЬСЯ ОТ ОБМАНА

Это как раз тот случай, когда, заметив нечестную игру автосалона, стоит поискать себе машину в другом месте. Если начинают мудрить даже в мелочах, нет никакой гарантии, что и с самой машиной все в порядке, а это грозит уже настоящими неприятностями в дальнейшем.

РЕКЛАМА — ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ

ЧТО ПРОИСХОДИТ: Стоимость автомобиля указана в условных единицах либо иностранной валюте. Вы заключаете договор. Но при расчете выясняется, что курс обмена определен самим автосалоном и сильно отличается от официального — установленного Банком России.

Семья москвичей Свободиных в апреле этого года решила обзавестись «Волгой» — ГАЗ-3110. По телефону менеджер одного из автосалонов объявил цену — 7200 долларов. Однако при личной встрече в магазине продавец сообщил: «Это была реклама, чтобы привлечь покупателей. Интересующий вас автомобиль стоит не 7200, а 7800».

При пересчете на российскую валюту по официальному курсу получалось 226 200 рублей. Однако в кассе выписали чек на… 260 тысяч рублей. И пояснили, что расчетный курс доллара, установленный в автосалоне (!), равен 33 рублям 33 копейкам!

Свободины попытались отказаться от покупки. В ответ прозвучало: «Обратите внимание на пункт 9 подписанного вами договора купли-продажи». А в нем значилось, что в случае расторжения этого договора в день покупки автосалон удерживает комиссию — 10 процентов от стоимости авто…

Уже два месяца Свободины ждут суда. Совсем интересно, что иск подали не они, а руководство автосалона. Пытаются взыскать со своих несостоявшихся покупателей те самые 10%, то есть 26 тысяч рублей, а также возникшие судебные издержки.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

— Устанавливать цену в у. е. или иностранной валюте теперь запрещено законом, — подчеркнул специалист Московского общества защиты прав потребителей Андрей Голиков. — Но даже это многих не останавливает. И такие игры с курсом обмена валют встречаются практически сплошь и рядом. Могу отметить, что согласно закону РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, в том числе его цене, обеспечивающую возможность правильного выбора. В противном случае покупатель может потребовать полного возмещения убытков, причиненных ложной информацией, а также компенсацию морального вреда.

СПРАВКА

За первое полугодие 2006 года через российские автосалоны было продано более 260 тысяч новых иномарок. Наиболее популярными у наших соотечественников являются автомобили: Hyundai — реализовано 42384 машин, Daewoo — 30896, Toyota — 29736, Chevrolet — 28541 и Mitsubishi — 24726. Самая популярная иномарка Hyundai Accent таганрогской сборки — за полгода продано 17850 машин. Наименьшим спросом пользуются итальянские Fiat и Ferrari, а также испанский Seat.

«Труд» №134 (25062), 26.07.06

***