На днях информационные агентства сообщили, что власти Великобритании планируют обязать разработчиков компьютеров, телевизоров и другой аппаратуры отказаться от так называемого «режима ожидания», во время которого прибор не выключается, а «засыпает». Цель нововведения — экономия электроэнергии. Насколько подобная мера актуальна для нашей страны?

По подсчетам британской энергетической комиссии, на поддержку «режима ожидания» приходится около восьми процентов электроэнергии, используемой англичанами. То есть в Англии каждый год зря расходуется количество энергии, равное годовой выработке двух электростанций. Неудивительно, что, увидев эти цифры, экономные европейцы ужаснулись и предлагают пойти на крайние меры — уничтожить пресловутую кнопочку «спящий режим» тотально, отказавшись от нее на стадии производства. Другой вопрос — насколько это реально. Во-первых, как англичане предполагают поступать с импортной техникой? Будет трудно согласовать вопрос отказа от кнопочки с иностранными производителями. Во-вторых, многие люди могут еще долго продолжать пользоваться старыми компьютерами и телевизорами.

Что же касается России, то тут, как нам сообщили в минпромэнерго, об отмене «режима ожидания» говорить пока преждевременно. Сейчас наша система энергосбережения требует не косметического ремонта, а, можно сказать, капитального. В первую очередь — в области законодательства.

— Действующий сегодня Закон «Об энергосбережении» был принят в 1996 году, и многие его нормы уже устарели. Поэтому в настоящее время наша главная задача — создать современную нормативно-правовую базу в области экономии энергии, — утверждает специалист центра общественных связей минпромэнерго Сергей Цыпленков.

В настоящее время, по словам Цыпленкова, шесть ответственных ведомств практически закончили подготовку поправок в закон 1996 года. Законопроект будет подан в Госдуму в сентябре. В нем заявлено пять базовых принципов государственной политики в области энергосбережения. Первый принцип — разграничение полномочий в сфере энергосбережения между федеральными и региональными властями, причем приоритетная роль достанется регионалам. Федеральные власти станут лишь устанавливать и контролировать разнообразные стандарты и нормативы, а также разрабатывать федеральные программы энергосбережения и давать «добро» на реализацию региональных программ.

Второй принцип гласит, что затраты на выполнение энергоэффективных проектов, включенных в федеральную и региональные программы, должны быть самоокупаемыми. Соответственно, по мере развития конкурентных отношений в энергетической отрасли объем государственной финансовой поддержки энергоэффективных проектов будет сокращаться. Логика такова: энергосбережение в конечном счете приносит выгоду прежде всего потребителям и производителям энергии. Так почему его должно оплачивать государство? Исключение планируется сделать лишь для бюджетных потребителей.

Согласно третьему принципу в России планируется расширять производство и объемы продаж оборудования, отвечающего современным требованиям энергоэффективности. Четвертый принцип — взаимосвязь решений экологических и энергосберегающих программ. Ну а пятый касается дополнительных экономических мер, призванных стимулировать россиян использовать возобновляемые источники энергии и альтернативные виды топлива.

Естественно, помимо самих принципов, законопроект содержит механизмы, позволяющие воплотить их в реальность. Если документ покажет себя с хорошей стороны, Россия приблизится к тому, чтобы заняться латанием более мелких «дыр» потери энергии.

«Российская газета» № 161 (4127) от 26.07.2006

*