Вчера российский сотовый оператор «Вымпелком» объявил о введении платы за соединение (ПЗС) для абсолютного большинства своих клиентов с 31 июля. Это означает увеличение стоимости услуг «Билайна» на 35-50 копеек ($0,013-0,018) за каждый звонок. О внедрении схожих мер заявляют и два других крупнейших российских сотовых оператора – МТС и «МегаФон». Первое в истории синхронное повышение цен основными игроками сотового рынка предпринимается в ответ на введение в России принципа «платит звонящий».

О введении платы за соединение на всех старых тарифных планах начиная с 31 июля объявила вчера пресс-служба «Вымпелкома». В зависимости от региона и тарифного плана абоненты будут платить оператору 35-50 копеек ($0,013-0,018), если они совершили исходящий звонок длительностью более трех секунд. По действующему закону «О связи» звонки длительностью менее трех секунд не оплачиваются. «Плата за соединение будет введена на всех старых тарифных планах поэтапно с 31 июля по 17 августа,– пояснила вчера Ъ руководитель направления по работе со СМИ «Вымпелкома» Юлия Остроухова.– Изменения не затронут лишь тех абонентов, которые подключились к новым рублевым тарифам, а также пользуются тарифами с включенными минутами или корпоративными тарифами. Всего же, по нашим оценкам, введение ПЗС коснется не менее 70% нашей абонентской базы». Госпожа Остроухова отметила, что запуск ПЗС является реакцией сотовых компаний на введение в России с 1 июля принципа «платит звонящий» или Calling Party Pays (CPP), согласно которому отменяется плата за все входящие звонки. В компаниях МТС и «МегаФон», которые в течение июля также объявили о готовящемся вводе ПЗС на большинстве тарифных планов, подтвердили, что платой за соединение рассчитывают компенсировать отмену платы за входящие звонки. В МТС заявили, что размер ПЗС составит 35-50 копеек, как и в «Вымпелкоме», а в «МегаФоне» назвали лишь нижний порог цены – 35 копеек. Ни МТС, ни «МегаФон» сроков ввода ПЗС не назвали.

Напомним, что, по расчетам сотовых компаний, введение CPP должно было привести к потере около 10% их выручки, если бы существующие тарифные линейки не были скорректированы. По мнению представителей сотовых компаний, введение ПЗС позволит полностью компенсировать потери от введения CPP. Эксперты с этим соглашаются, отмечая, впрочем, что своих обещаний не компенсировать свои потери за счет абонентов сотовые компании в ряде случаев не сдержали. «Реакция на CPP со стороны сотовых компаний была весьма обширна – некоторые из них зафиксировали повышенный курс доллара для своих долларовых тарифных планов, представили новые рублевые тарифы и ввели плату за соединение,– комментирует аналитик ИГ «Атон» Надежда Голубева.– Все эти меры приведут к росту розничных цен на сотовую связь, так что обещание не перекладывать на плечи абонентов свои затраты от введения CPP сотовые компании не сдержали». Инвесторов, считает госпожа Голубева, сообщение о введении ПЗС, напротив, должно обрадовать, так как уже к концу года сотовые компании покажут заметный рост среднемесячной выручки на одного абонента. Эту мысль развивает аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина: «Вводя плату за соединение, сотовые компании обычно стимулируют своих абонентов больше говорить, так что введение ПЗС должно привести к росту голосового трафика и, как следствие, росту выручки на абонента». Госпожа Зобнина отмечает, что с введением ПЗС сотовые компании немного опоздали. «Куда логичнее было вводить плату за соединение одновременно с вводом CPP,– говорит она.– Тогда негативный информационный эффект от введения ПЗС был бы заметно меньше. Впрочем, это опоздание имеет и позитивную сторону: понимая, что повышение цен абонентов не радует, сотовые компании вряд ли в ближайшем будущем пойдут на повторение непопулярных шагов».

ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 135 (№ 3466) от 26.07.2006, СР

КОММЕРСАНТЪ

*