“АвтоВАЗ” раздумал строить новый завод в Тольятти мощностью 450 000 машин в год. Концерн сделал ставку на строительство двигательного завода и ищет другие варианты собирать больше автомобилей. Новый завод появится, если поиски не дадут результата. Но и в этом случае его мощность не превысит 220 000 машин в год.

“АвтоВАЗ” — крупнейший российский автозавод, в 2005 г. произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. — 132,5 млрд руб., чистая прибыль — 1,4 млрд руб. Около 60% “АвтоВАЗа” принадлежат его “дочкам” — AVVA, ЦО “АФК” и ИФК. С 22 декабря 2005 г. предприятием управляет ФГУП “Рособоронэкспорт”.

Грандиозные планы “АвтоВАЗа”, объявленные в начале года, становятся все призрачнее. Минэкономразвития отклонило идею руководителя Роспрома и члена совета директоров “АвтоВАЗа” Бориса Алешина о включении подпрограммы по автопрому в федеральную целевую программу “Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.”. С ее помощью автопром (и в первую очередь “АвтоВАЗ”) получил бы из бюджета $2 млрд на финансирование НИОКР. Сейчас из этой подпрограммы предлагается сделать ведомственную программу, но ее финансирование вряд ли начнется с 2007 г.

А теперь, рассказал “Ведомостям” один из топ-менеджеров “АвтоВАЗа”, концерн раздумал строить и новый завод в Тольятти мощностью 450 000 машин в год. Проект был утвержден в феврале — это было одно из первых решений нового совета директоров, избранного после отставки экс-руководителя автоконцерна Владимира Каданникова. Весной под этот проект “АвтоВАЗ” хотел попросить денег из инвестфонда, но при детализации бизнес-плана консультанты “АвтоВАЗа” пришли к выводу, что он не скоро окупится. Дело в том, что у “АвтоВАЗа” низкие затраты на амортизацию, ведь большая часть оборудования завода изношена. А новое европейское оборудование, которое планировалось закупить для нового завода, привело бы к росту себестоимости производства, объяснял тогда “Ведомостям” один из банкиров, работающих с “АвтоВАЗом”. Поэтому концерн готов умерить собственный аппетит. Сначала он изучит возможности по расширению производства на существующих площадях завода. А если этого будет недостаточно, может быть принято решение о строительстве одного модуля нового завода на 220 000 машин в год, “не больше”, пояснил топ-менеджер “АвтоВАЗа” “Ведомостям”. Представитель концерна подтвердил, что такое возможно. Но подчеркнул, что окончательного решения о судьбе нового автомобильного завода в Тольятти нет — сейчас проект изучают консультанты.

Концерн может увеличить мощности за счет “других российских заводов”, а решение примет к сентябрю, заявил недавно гендиректор “АвтоВАЗа” Игорь Есиповский. Ранее источники на “АвтоВАЗе” рассказывали, что завод ведет переговоры с группой “Сок” о возможности перевода части производства на “Росладу” или “Ижавто” и о покупке акций этих предприятий. В “Соке” вчера отказались комментировать ход этих переговоров.

Сейчас главное для “АвтоВАЗа” — это новые двигатели, отмечает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Строительство двигательного завода мощностью 660 000 шт. в год, первый камень в фундамент которого был заложен 21 июля, для “АвтоВАЗа” сейчас является приоритетным, признает один из сотрудников “АвтоВАЗа”. А источник, близкий к руководству концерна, отмечает, что завод будет выпускать моторы собственной разработки, но их доводку может поручить AVL или Porsche. Скорректированные планы “АвтоВАЗа” сэкономят ему деньги, похвалила концерн аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Завод в 450 000 машин в год мог бы обойтись концерну в $400 млн, с новым планом расходы упадут как минимум вдвое, а если “АвтоВАЗу” удастся договориться о покупке одного из предприятий “Сока”, то затраты составят менее $200 млн, подсчитала она. Сахнова также считает, что у “АвтоВАЗа” есть внутренние резервы: отказ от производства “классики” освободит мощности на 200 000 машин в год.

Глеб Столяров

Юлия Федоринова

Ведомости

26.07.2006, №136 (1663)

Ведомости

*