Москва и другие города России могут в одночасье лишиться такой привычной детали пейзажа, как придорожные рекламные щиты. Эксперты считают, что чреватые этим поправки к закону «О рекламе» грозят операторам наружной рекламы серьезными материальными потерями и коренным переделом этой капиталоемкой отрасли.

Инициатором изменений в наружной рекламе еще в марте этого года выступила российская милиция, а точнее, ГИБДД. В то время, когда Дума рассматривала новый рекламный закон, глава МВД Рашид Нургалиев обратился к спикеру Госдумы Борису Грызлову с письмом, в котором просил исключить установку рекламных конструкций в пределах «красных линий» вдоль автомобильных дорог. Под «красными линиями» стражи дорожного порядка подразумевают часть тротуара или территорию, прилегающую к проезжей части.

Поскольку ни в одном российском законе нет четкого определения габаритов «красной линии», нововведение могло привести к принудительному перемещению или демонтажу многих тысяч расположенных вдоль автодорог рекламных щитов.

Между тем, специалист в рекламной сфере, советник президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Вячеслав Черняховский убежден, что «затраты могут быть столь значительными, что мелкие и средние компании, владеющие не десятками и сотнями, а всего несколькими щитами, будут либо поглощены более крупными операторами, либо тихо умрут». Другими словами, «произойдет передел рынка с далеко идущими последствиями», сказал он BBCRussian.com.

Поскольку просьба Нургалиева не была учтена в принятом законе, под эгидой комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, говорит Черняховский, была создана группа по разработке соответствующих поправок в закон. Активное участие в ее работе принимает сенатор от Карелии Владимир Федоров, бывший начальник всероссийского ГАИ.

Поправки, а вернее, технический регламент установки наружной рекламы, который усиленно лоббирует МВД, был с возмущением воспринят операторами рекламного рынка.

«В городах «красная линия» проходит по фасадам домов, — приводит «Коммерсант» слова генерального директора компании «ЭСПАР-аналитик» Андрея Березкина. — Если следовать определению, предложенному в регламенте, в городах не останется вообще отдельно стоящих на улицах рекламных конструкций».

«Кардинальный удар поддых»

Для отрасли рекламного бизнеса, годовой оборот которой приближается к миллиарду долларов, это означало бы «кардинальный удар поддых», говорит Черняховский. При этом, добавляет эксперт, целью поправок провозглашается не стремление обезопасить здоровье и жизни граждан, а «помощь местным властям разгрузить улицы городов от явно избыточного количества наружной рекламы».

«Но именно эти местные власти давали разрешения на размещение огромного количества наружной рекламы», — отмечает Черняховский. Они же, по его словам, контролируют соблюдение рекламными операторами своих договорных обязательств. К тому же рекламные конструкции — важная статья поступлений в городские бюджеты. «Только комитет по рекламе Москвы собирает с этого свыше 2 млрд. рублей в год», — приводит данные эксперт.

Действующим законом как раз и предусмотрено право органов местного управления как собственников недвижимости решать, кому и на каких условиях отводить место под рекламные щиты. В некоторых провинциальных населенных пунктах власти, не дожидаясь утверждения регламента, уже определили, где у них пролегают «красные линии», и это привело к возникновению проблем, говорит советник главы АКАР.

Он считает вполне оправданной обеспокоенность рекламного сообщества. «Все это серьезный бизнес, ему много лет, в нем занято очень много людей, а по количеству рекламных конструкций Россия «впереди планеты всей». О капиталах я не говорю», — подчеркивает Черняховский. Намеченные меры, считает он, могут получить и международный резонанс — ведущий оператор News Outdoor, поясняет он, входит в группу компаний Руперта Мэрдока, а у второй по оборотам фирмы Gallery, да и у других компаний тоже есть иностранные интересы.

Черняховский полагает, что ситуация требует поиска взвешенного решения, компромисса, «в котором кто-то кому-то должен будет уступить». Специалист высказал мнение, что «порядок нужно наводить, но, раз мы вступили на путь рыночных отношений, то следует соблюдать священное право частной собственности. Эти конструкции — чья-то частная собственность. Дали разрешение, нарушили логику, найдите элегантный выход из ситуации». «Иначе кто же тогда будет заниматься предпринимательством?» — задается вопросом Черняховский.

Однако, с сожалением заметил он, «законодатели больше думают не об экономической составляющей, а о политическом резонансе».

Би-Би-Си

***