На авиакосмическом салоне «Фарнборо Интернэшнл — 2006» заключено рекордное количество контрактов на общую сумму $38 миллиардов, сообщили РИА Новости в оргкомитете салона, добавив, что сделки были заключены в самых различных секторах — от авиадвигателей до обслуживания самолетов.

По данным устроителей, в пять первых «торговых» дней салона, предназначенных для профессионалов, стенды выставки посетили свыше 133 тысяч человек, что больше, чем два года назад. Всего в работе «Фарнборо Интернэшнл — 2006» приняли участие около 1480 фирм и компаний гражданского и оборонного секторов экономики из 35 стран мира.

В этом году впервые среди более чем 30 спонсоров авиасалона была российская компания. Отечественный производитель авиадвигателей «Климов», впервые участвовавший в работе салона и сразу вошедший в число его спонсоров, спонсировал изготовление всех информационных указателей в каждом павильоне огромного выставочного комплекса.

«Мы восхищены тем фактом, что у нас появился первый спонсор из России, и рассчитываем, что это послужит примером для будущего сотрудничества между «Фарнборо» и российскими компаниями», — заявила представитель оргкомитета выставки Аманда Стэйнер.

По мнению управляющего директора авиасалона Тревора Сайдботтома, в этом году он «прошел просто фантастически». «Объем заключенных сделок, высокий калибр гостей и тот факт, что многие компании выбрали именно наш салон для важных объявлений о своей продукции или сотрудничестве с другими компаниями, без сомнения, говорит о том, что «Фарнборо» является главным авиасалоном для контактов бизнеса в аэрокосмической сфере», — отметил он.

В минувшую пятницу на авиасалоне в Фарнборо побывал премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Он осмотрел несколько стендов, а затем понаблюдал за демонстрационными полетами гражданской и военной авиатехники из разных стран, включая совместный воздушный номер с участием аэробуса А380 и британской военно-воздушной акробатической эскадрильи «Красные стрелы».

«Авиашоу было абсолютно завораживающим, это самая захватывающая вещь, которую я когда-либо видел», — признался после посещения авиасалона Тони Блэр. По его словам, Фарнборо является «отличной возможностью для британской аэрокосмической индустрии показать себя».

Авиасалон «Фарнборо Интернэшнл — 2006» был выбран для объявления планов по корректировке проекта создания пассажирского самолета А350 европейским концерном Airbus. Это было сделано в том числе и потому, что Airbus получил на этот тип лайнеров заказов почти в четыре раза меньше, чем его главный конкурент Boeing на свой 787 Dreamliner. По словам нового главы Airbus Кристиана Штрайфа, будут пересмотрены все аспекты нового пассажирского самолета — от состава материалов до дизайна салона.

«Ввод в эксплуатацию всего семейства новых аэробусов ожидается в 2012 году. В настоящий момент уже 14 авиакомпаний мира заказали для своего авиапарка 182 самолета семейства А-350. Новые аэробусы будут способны покрывать расстояние до 15 тысяч 800 километров, характеризуются высокой экономичностью и уровнем комфорта», — сообщил в интервью РИА Новости официальный представитель компании Airbus в России Александр Бочаров.

По его словам, российские специалисты и предприятия авиапрома, как ожидается, примут участие в проектировании и производстве новейшего семейства дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов А-350 XWB.

Между тем, Boeing усматривает в данных планах Airbus дополнительный стимул к поставкам новых самолетов Boeing 787 на российский рынок. «Тот факт, что Аirbus объявил о создании нового самолета, который будет большей вместимости, фактически оставляет Boeing уникальную возможность предлагать российским авиакомпаниям самолеты вместимостью от 200 до 260-275 пассажиров, которые очень востребованы там», — сказал в интервью РИА Новости президент Boeing по России и СНГ Сергей Кравченко.

По его мнению, российским авиакомпаниям, прежде всего Аэрофлоту, не нужны самолеты вместимостью больше 275 пассажиров, которые предложит на рынок Airbus. «Я уж не говорю о том, что новые самолеты Boeing выйдут на рынок на три-четыре года раньше», — добавил Кравченко.

Другим важным объявлением стал ребрендинг создаваемого сейчас в России семейства новых российских региональных самолетов RRJ. Теперь самолет будет называться Sukhoi SuperJet-100 (Сухой-100). «Через непродолжительное время мы представим на международном рынке наш новый самолет, пришло время дать этому самолету новое, понятное рынку название — «Sukhoi SuperGet-100», — сообщил глава авиахолдинга Сухой Михаил Погосян.

Вскоре после этого объявления компания Гражданские самолеты Сухого (ГСС) и авиальянс AiRUnion подписали предконтрактное соглашение на поставку 15 региональных самолетов Sukhoi Superjet-100.

Свои подписи под документом поставили глава ГСС Виктор Субботин и генеральный директор КрасЭйр Борис Абрамович.

Альянс AiRUnion был создан в 2005 году и объединяет авиакомпании КрасЭйр, Домодедовские авиалинии (ДАЛ), Самара, Омскавиа и Сибавиатранс. Стороны намерены не позже ноября этого года подписать основной контракт на поставку самолетов, сроки которой определены на 2008-2009 годы. По словам представителя КрасЭйр, также подписан опцион на поставку еще 15 самолетов, условия и цены будут определены позже. Самолеты будут предоставлены в финансовый лизинг через компанию Ильюшин Финанс сроком на 12-14 лет.

В рамках работы авиасалона 19 июля авиакомпания Boeing и российский авиахолдинг Сухой в лице Комсомольского-на-Амуре производственного объединения КнаАПО подписали меморандум о взаимопонимании в отношении пилотной программы по механообработке изделий из титана. Меморандум предусматривает проведение специалистами Boeing оценки соответствия технологических стандартов российского предприятия стандартам Boeing. После этого планируется заключение крупного контракта на поставки.

По словам президента Boeing по России и СНГ Сергея Кравченко, на дальневосточном заводе планируется проводить обработку деталей, которые будут изготавливаться в России (в частности на Верхне-Салдинском металлургическом производственном объединении, ВСМПО), а также других деталей, произведенных вне России, которые могут поступать в КнаАПО для механообработки.

Интерес вызвала и появившаяся на авиасалоне информация о том, что Россия может поставить Венесуэле 24 многофункциональных истребителя Су-30МК2, которые могут заменить стоящие в настоящее время на вооружении ВВС Венесуэлы устаревшие американские истребители F-16. Глава авиахолдинга Сухой Михаил Погосян заявил, что рассчитывает добиться положительного результата на переговорах о продаже Венесуэле российских истребителей. Несколько дней спустя окончательные сведения об уже заключенном контракте подтвердил в Москве министр обороны РФ Сергей Иванов.

Одной из самых заметных новостей в космической части салона на этой неделе стало объявление о том, что Роскосмос признал несостоявшимся конкурс по созданию нового российского многоразового пилотируемого корабля. Об этом, отвечая на вопрос РИА Новости, сообщил глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

В конкурсе принимали участие три российских космических предприятия — РКК «Энергия», Центр имени Хруничева, а также НПО «Молния». Первоначально Роскосмос отправил все три проекта на доработку, наиболее вероятным победителем в конкурсе считалась РКК «Энергия».

«На сегодняшний день мы решили приостановить конкурс, и практически его можно считать несостоявшимся, так как в ходе совещания с нашими европейскими партнерами, которые высказали свои пожелания, исходные условия конкурса совершенно меняются. Решено, что всю координацию проекта с российской стороны возьмет на себя РКК «Энергия», — сказал он.

Отвечая на вопрос, означает ли это, что «Клипер» принципиально поменяет свой облик и внутреннее содержание, Анатолий Перминов сказал: «Нет, это означает только то, что «Клипер» становится одним из этапов нашей совместной работы с европейскими партнерами».

В Фарнборо Роскосмосу также удалось договориться с Европейским космическим агентством о запуске еще двух спутников серии МЕТОР.

В субботу и воскресенье на аэродроме Фарнборо в английском графстве Хэмпшир по традиции прошли публичные дни ависалона, открытые для всех желающих. Специально на эти выходные были организованы расширенные программы демонстрационных полетов продолжительностью по 4,5 часа. В них приняли участие как новые образцы авиатехники, представленные на авиасалоне (европейский пассажирский двухпалубный лайнер А380, российский истребитель МиГ-29ОВТ, собранный в Самаре самолет Ан-140, американские и европейские военные самолеты и вертолеты), так и исторические британские самолеты, в частности, легендарный Spitfire времен Второй мировой войны.

Международный аэрокосмический салон «Фарнборо Интернэшнл — 2006» проходил с 17 по 23 июля на территории выставочного комплекса аэропорта Фарнборо в пригороде британской столицы. «Фарнборо» проводится с 1932 года раз в два года при поддержке Общества британских аэрокосмических компаний (Society of British Aerospace Companies) и по праву завоевал репутацию одного из наиболее престижных и крупных мировых смотров авиационной техники.

РИА "Новости"

***