АвтоВАЗ заложил первый камень в новый двигатель. Завод для его производства строится в Самарской области
ОАО «АвтоВАЗ» не будет выкупать двигательное производство за рубежом и переносить его в Россию. В пятницу компания заложила первый камень собственного двигательного завода в пригороде Тольятти. Технологическими партнерами АвтоВАЗа в проекте стали австрийская AVL и немецкий Porsche. Инвестиции в проект превысят $500 млн. Не исключено, что эти средства АвтоВАЗ получит от государства, но только если подготовит обоснованное ТЭО проекта – предыдущая заявка завода на средства инвестфонда была отозвана из Минэкономразвития почти сразу после подачи.
В пятницу руководство АвтоВАЗа заложило в Ставропольском районе Самарской области первый камень нового завода двигателей и коробок передач. Мощность предприятия составит 660 тыс. моторов в год, оно будет построено за два с половиной года на участке в 310 га, который АвтоВАЗ купил в декабре 2005 года. Как пояснил Ъ гендиректор завода Игорь Есиповский, позднее здесь же планируется построить новый автосборочный комплекс на 450 тыс. автомобилей, а также технопарк для производства автокомпонентов.
Таким образом, АвтоВАЗ окончательно отказался от покупки двигательного производства на Западе и переноса его в Россию. Напомним, что компания рассматривала возможность приобретения двигательного завода Tritec (Бразилия), выпускающего двигатели объемом 1,6 л. Этот актив, принадлежащий BMW и DaimlerChrysler, оценивается в $300-350 млн. На АвтоВАЗе посчитали, что производство в России продукта с иностранной компонентной базой будет нерентабельно.
Линейку двигателей, которую будет выпускать собственный завод АвтоВАЗа, господин Есиповский не назвал, сообщив, что ТЭО проекта пока не готово. Однако источник в руководстве АвтоВАЗа сообщил Ъ, что завод будет строиться в две очереди, мощность каждой из которых составит порядка 300 тыс. двигателей. Первая появится через полтора года и будет выпускать бензиновые двигатели объемом 1,6 л, которые АвтоВАЗ разработал совместно с австрийской AVL (моторы соответствуют стандарту «Евро-4»). Коробки передач для них разработаны при участии Porsche. Вторая очередь завода будет выпускать бензиновые двигатели объемом 2 л. Партнера по их разработке АвтоВАЗ пока не выбрал, однако, скорее всего, это также будет AVL. Игорь Есиповский, правда, говорит, что АвтоВАЗ может купить лицензию на выпуск моторов у Renault. Однако, по данным источников Ъ на заводе, «это только гипотеза».
Новый завод АвтоВАЗа будет выпускать и дизельные моторы. «Но это не приоритет, и мы не хотим создавать полноценное производство, это будут сборочные операции»,– уточняет источник Ъ на заводе. По его словам, на следующей неделе глава совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков и член совета, представитель Роспрома Владислав Капустин отправятся в Австрию вместе с делегацией главы «Базового элемента» Олега Дерипаски и топ-менеджмента группы ГАЗ. Там они ознакомятся с наработками AVL и группы ГАЗ в области создании малого (1,1 л) дизеля ЯМЗ-536 (презентация мотора состоится в среду).
Новыми двигателями будут комплектовать автомобили «Калина», «Приора» и перспективные модели. Игорь Есиповский пояснил, что строительство завода обойдется АвтоВАЗу более чем в $500 млн, хотя эта цифра «примерная». По словам главы АвтоВАЗа, скорее всего, завод будет привлекать в новый проект кредиты банков. Однако источник Ъ, близкий к заводу, утверждает, что неделю назад его руководство обратилось в Российский банк развития (РосБР, агент завода по привлечению госфинансирования) с просьбой «встретиться до конца июля и обсудить подачу заявки в Минэкономразвития на право использования средств инвестфонда».
Если АвтоВАЗ сформирует ТЭО проекта и подаст заявку осенью, то правительственная комиссия может принять решение о выделении заводу средств уже к концу года. «Речь идет о бюджете 2007 года. На следующий год запланирован огромный, более 170 млрд руб., размер инвестфонда, и проблем с деньгами точно не будет»,– отмечает источник Ъ. Успех проекта зависит от сути ТЭО. Весной АвтоВАЗ при содействии РосБР уже подавал заявку на выделение из инвестфонда около $2 млрд на строительство автозавода. Но затем по инициативе первого замгендиректора АвтоВАЗа Александра Пронина заявка была отозвана. По данным Ъ, двухмиллиардный проект АвтоВАЗа окупался, лишь если цена машин превышала $12 тыс. Однако АвтоВАЗ, который не может себе позволить конкуренцию с «российскими иномарками», должен оставаться в сегменте автомобилей стоимостью до $10 тыс.
ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 133/П (№ 3464) от 24.07.2006, ПН
*