На всякий пожарный. Самарские спасатели огласили список опасных для жизни зданий
Сотрудники Управления Госпожнадзора МЧС РФ по самарской области готовятся передать в суд материалы сразу на несколько десятков объектов, рискующих стать крематорием для тысяч людей. Всего в «черном списке» зданий, находящихся в пожароопасном состоянии, более сотни домов.
По четверти обращений спасателей суды уже приняли решения. Правда, большинство владельцев помещений, входящих в «группу риска», получили лишь предупреждения.
Только за первое полугодие 2006 года сотрудники МЧС составили 111 протоколов на приостановку эксплуатации зданий, где не соблюдены правила противопожарной безопасности. На днях заместитель главного государственного инспектора Самарской области по пожарному надзору Владимир Семыкин огласил их «поименно».
Впрочем, многие объекты фигурируют в этом перечне не первый год. Среди таких «старожилов» — Дом промышленности и Дом сельского хозяйства. Оба образчика конструктивизма возведены в 30-е годы прошлого века, но, расположенные в престижном центре города, они и по сей день служат в качестве крупных офисных зданий. Их судьбу должен решить в ближайшее время суд. Сотрудники МЧС добиваются безусловного запрета эксплуатации этих домов. И не без оснований: деревянные межэтажные перекрытия и межкомнатные перегородки, давно устаревшая противопожарная система, длинные пути эвакуации — всего около сотни нарушений действующих правил выявили проверяющие. Так что жизнь работающих там людей, а в одном только Доме сельского хозяйства одновременно может находиться до 3 тысяч человек, подвергается огромному риску.
При положительном решении суда использование обоих Домов будет приостановлено на три месяца. А куда девать арендаторов? Впрочем, судебное разбирательство может затянуться.
— Уже долгое время мы не можем установить собственника Дома сельского хозяйства, того, кому мы могли бы вручить предписание и кто выступит ответчиком на суде, — заявил на пресс-конференции Владимир Семыкин. — Следов хозяина здания собственника нет ни в Регистрационной палате, ни в городском комитете по имуществу, ни в прокуратуре.
Еще один классический пример — общежитие Самарской академии культуры и искусств. Единственная «реконструкция», которую претерпело старое, построенное аж в 1889 году трехэтажное здание, это установка железных решеток на окнах. Спасатели не сомневаются, что, случись возгорание, общежитие будет охвачено огнем за считанные минуты. Если к началу учебного года вуз не отремонтирует здание и не устранит нарушения, инспектора отдела Госпожнадзора Ленинского района Самары грозят его закрыть.
Но и современные постройки также стали предметом критики спасателей. Оказывается, крупные самарские торговые и развлекательные центры, растущие в Самаре в последнее время как грибы, могут быть опасны для покупателей и посетителей. При возведении большинства из них строители не согласовали, как того требует закон, проектную документацию с МЧС. И теперь пожарные выражают серьезные опасения по поводу того, можно ли будет эвакуировать людей из таких торговых центров прежде, чем разгорится пожар.
«Российская газета» №158 (4124), 21.07.06
*