С момента вступления в силу федерального закона, предписывающего операторам мобильной телефонии не взимать плату за входящие звонки, не прошло и месяца. Дело задумывалось как благое, да вот только уже сейчас можно констатировать, что вышло «как всегда». Крики «нас обманули!» раздаются все чаще и отнюдь не со стороны телефонистов. Именно граждане, которых власть затеяла облагодетельствовать, считают свои права ущемленными и готовят коллективные иски в суд.

На первый взгляд принцип «все входящие — бесплатно» должен был обернуться убытками именно для операторов мобильной связи. Но все оказалось далеко не так просто. Сначала «могучая тройка»- МТС, «Билайн» и «Мегафон» — сообразила, как «отбить свое» на простых абонентах. А вслед за ними подтянулись и компании рангом пониже.

Теперь на каждом углу с рекламных щитов сообщается, что «все входящие — бесплатно». Зато умалчивается, что отныне все исходящие с городских телефонов платные. Выходит по 1 рублю 50 копеек за каждый звонок с домашнего аппарата на сотовый через восьмерку. Как показывают различные социологические исследования, многие владельцы телефонов об этом до сих пор не проинформированы. В Москве МГТС, например, заранее готовится, что уже в середине августа, когда абонентам разошлют новые счета, в их офисы хлынет вал возмущенных клиентов.

Впрочем, как и во многих других случаях, незнание здесь — не аргумент. Руководство МГТС ссылается на то, что согласно закону информирует население через собственный официальный сайт в интернете, а также на стендах в офисах телефонных узлов. Если вы давненько туда не заглядывали — это, мол, ваши собственные проблемы.

А теперь попробуем посчитать. С каждых полутора рублей за минуту разговора МГТС перечисляет сотовому оператору 95 копеек. Раньше, когда за связь платил принимавший звонок на мобильный телефон, тарифы на разговор в среднем составляли 15 — 30 копеек за минуту. Выходит, они подорожали в 3 — 6 раз! А сотовым операторам взимать деньги оптом — с МГТС — даже удобнее, чем прежде — по отдельности с каждого клиента.

Впрочем, на этом операции с возмещением потерь от вступления в силу закона не закончились. Компании, жалуясь на принуждение со стороны власти, под этим предлогом стали в одностороннем порядке корректировать и заключенные с абонентами договора по тарифным планам. Естественно, не в пользу абонентов. Так, оператор «Соник-дуо» (сеть «Мегафон») ввел абонентскую плату на тарифах, на которых ее прежде не существовало. Например, тариф «Фикс» — за право пользования им уже имеющимся клиентам приходится дополнительно выкладывать по 295 рублей абонплаты ежемесячно. То же и с «Ультралайтом» — плюс 180 рублей.

Пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин на днях распространил сообщение, что в ближайшее время будет изменена тарификация всех существующих планов и этой компании. Так, скажем, будет введена плата за соединение, которая составит от 35 до 50 копеек. Она станет взиматься независимо от длительности разговора. Об аналогичных мерах сообщает и «Вымпелком» — сеть «Билайн». «Когда и в каком размере будет введена плата за соединение, мы объявим до конца июля», — сообщили «Труду» в пресс-службе компании.

— Но даже уловок с абонплатой и введения расценок за соединение для операторов мало, — считает Алексей Помещиков, руководитель общества потребителей сотовой связи (ОПСОС). — Они под шумок подняли цены или изменили условия предоставления и других услуг.

Например, «Мегафон» отменил льготный роуминг на некоторых тарифах, где он был своеобразной изюминкой. А МТС и вовсе рекламирует «удобный роуминг», умалчивая, что к указанным в рекламе платежам следует прибавлять «домашний тариф». В итоге звонок, например, из Германии в Москву сейчас вырос в цене до 1,6 доллара за минуту, хотя раньше не превышал доллара.

У всех без исключения операторов взлетели расценки и на услуги по доступу к сети интернет с мобильного телефона.

— Операторы абонентов об этом тоже не предупредили, — говорит Алексей Помещиков. — А в ответ на претензии их службы советуют каждый день заглядывать на интернет-сайты компаний. Юристы ОПСОС сейчас как раз заняты подготовкой исков от граждан, пострадавших от вступления в силу нового закона. Ухудшать существующие тарифы, информируя об этом задним числом, — разве это цивилизованный бизнес?

На Западе львиную долю доходов сотовых операторов давно составляют всевозможные sms-сервисы. В России поступления от них в общей массе не превышают 19%. Однако аналитики прогнозируют значительный рост в этой сфере. Обратим внимание, что способов одурачить абонентов в ней, пожалуй, особенно много! Например, реклама зазывает поучаствовать в викторине: отправьте sms-сообщение стоимостью 1 доллар на некий номер, вам придет sms с вопросом. Правильно ответите — попадете в десятку победителей, среди которых разыграют ценный приз — скажем, телевизор… Вы отправляете первое sms и получаете: «Чтобы участвовать в лотерее, вам необходимо зарегистрироваться. Чтобы узнать, как это сделать — отправьте «Kaк» на номер такой-то. Отправляете — завязывается виртуальный диалог. Приходит запрос: «Сообщите ваше имя и город, где проживаете». Сообщаете. Дальше: «Сколько вам лет?» Пишете. И только после этого вас обрадуют: «Вы зарегистрированы! Готовы отвечать на вопрос? Пришлите «Дa». Присылаете утвердительный ответ. В итоге вы получаете вопрос, даже не задумываясь, что предварительно отправили 5 эсэмэсок, заплатив за каждую по доллару. Итого с НДС — 5 долларов 90 центов.

— С 1 июля стоимость услуг сотовых операторов для пользователей подорожала значительно и будет дорожать еще, — заявил «Труду» бизнес-аналитик Борис Завалий. — Доходы сотовых операторов с принятием закона не упали, а выросли многократно. Вот только некоторые обыватели этого пока не замечают и довольно лояльно относятся к любым сообщениям о корректировке тарифов, убеждая себя: «Зато входящие бесплатно…»

Справка

По данным исследовательской компании ACM-Consulting, в минувшем мае число пользователей мобильной связи в России достигло 135 миллионов абонентов. При том, что общая численность населения страны на начало 2006 года составила 142,7 миллиона человек. В Москве абонентов мобильной связи насчитывается свыше 24 миллионов человек. На каждую сотню москвичей, по статистике, выдано 141,6 SIM-карт. В целом по России, без учета Москвы и Санкт-Петербурга, клиентами компаний — операторов сотовой связи являются более 103 миллионов человек. Объем рынка услуг мобильной связи по итогам 2005 года превысил 305 миллиардов рублей.

Когда верстался номер

Компании «Вымпелком» и «МТС» официально уведомили абонентов: с августа они изменяют свою тарифную политику. «МТС» вводит плату за соединение — от 35 до 50 копеек в зависимости от тарифного плана и региона. Самое дорогое соединение в итоге получилось в городах Сибири и в Москве. Аналогичную меру владелец сети «Билайн» назвал несколько иначе: «изменение стоимости первой минуты разговора». Цена на нее с августа составит 50 копеек с учетом НДС. При этом первые три секунды разговора по-прежнему останутся бесплатными. Иными словами, фактически плата за соединение будет взиматься только после 3-секундной паузы.

«Труд» №132 (25060), 21.07.06

***