Как известно, в конце 60-х годов АВТОВАЗ строила вся страна. Но как это ни странно звучит, Политбюро и ЦК КПСС поручило строительство завода Министерству энергетики и электрификации страны. И все первые совещания по вопросам будущего строительства решались именно в этом министерстве.

Ведь всего за четыре года предстояло построить не только сам завод, но и электростанции, жилые районы города Тольятти, а также каналы, очистные сооружения и многие другие объекты жизнедеятельности вокруг АВТОВАЗа. Для того, чтобы понять масштабы цифр, следует привести некоторые примеры для сравнения. Так, основной подрядчик завода Куйбышевгидрострой (КГС) имел мощности, которые в год позволяли проводить объем работ на сумму 75 миллионов рублей. За 16 лет предшествующих строительству АВТОВАЗа, с 1950 по 1966 годы, КГС выполнил строительно-монтажные работы на 1 миллиард 349 миллионов рублей. А в 1966 году ему предлагалось за 4 года освоить объем в полтора раза больший — на сумму 2 млрд. рублей.

В короткий срок КГС из обыкновенной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, превратился в настоящего гиганта. Дополнительно КГС создал 8 трестов с годовой программой по 25-40 миллионов рублей, а также трест Автозаводстрой с программой 90 миллионов рублей. Параллельно шло строительство базы. Производительность бетонных и железобетонных заводов довели до 450 тысяч кубометров в год. Построили завод панельного домостроения мощностью 240 тысяч квадратных метров жилой площади в год (сегодня жилья в год в Тольятти строится в два раза меньше). Но и этого этого было мало. До 350 тысяч кубометров бетона поставлялись в Тольятти из других городов и регионов.

Спустя годы директор КГС Николай Семизоров признался, что строительство АВТОВАЗа велось беспрецедентным для отечественной практики образом: решено было проектировать и строить параллельно. Причина подобного ноу-хау была очевидной: всем хотелось сэкономить на сроках строительства. С проблемой сроков столкнулись уже в самом начале. Несмотря на то, что технический проект завода был утвержден в рекордный срок — в июле 1967 года, но до его утверждения проектировщики не могли выдать проекты на фундаменты под оборудование, тоннели, каналы. По сути, нововведение — параллельное строительство — было вынужденным. Так, коробки цехов монтировались без фундаментов, а фундаменты строились уже в закрытых цехах. Подобные «параллельные» схемы использовались повсеместно. Проектировщики еще не успели спроектировать металлоконструкции и сборный железобетон, но строители уже получали спецификации, которые позволяли им заказывать металл для будущих конструкций.

С 1968 года, как пишется в хрониках, начал действовать мост Европа-Тольятти. Иными словами, на ВАЗ пошло оборудование. Причем большая часть груза должна была идти по воде. В итальянской Генуе организовали специальный терминал, на котором концентрировались грузы для ВАЗа, а оттуда теплоходами по Средиземному, Черному, Азовскому морям, по Дону, через Волго-Донской канал, по Волге доставлялись до Тольятти. К слову сказать, специально под эти поставки даже были созданы суда серии «Волго-Дон». За два с небольшим года управление оборудования ВАЗа приняло 350 тысяч грузо-мест (от небольших ящиков до громоздких контейнеров в дом величиной). Стоимость всего оборудования превысила 2 миллиарда рублей. Спустя три года в докладе коллектива АВТОВАЗа ЦК КПСС и Совету Министров о досрочном вводе в строй третьей очереди автозавода прозвучали следующие цифры. Мощность завода составила 660 тысяч автомобилей в год, против изначально запланированных 600. Общая площадь производственных корпусов — 2,1 млн кв. м, длина конвейеров — 150 км, технологическое оборудование — 16,5 тысячи единиц, введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей — 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона — 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций — 300 тыс. тонн. Всего же, по экспертным оценкам, на строительство АВТОВАЗа и наполнение его оборудованием государство потратило от 4 до 5 миллиардов рублей. А рубль тогда, как мы помним, был дороже американского доллара.

www.ladaonline.ru

*