Этим летом лондонцы получили уникальную возможность познакомиться с постановками сразу двух ведущих российских театров — Большого и Мариинского. Событие уже называют «двойными гастролями» и поговаривают, что театры будут соревноваться друг с другом за зрителя.

В самих театрах конкуренцию отрицают, объясняя, что репертуар будет разный: Большой привезет в основном хорошо известную классику, Мариинка же приурочила свои гастроли к 100-летию Дмитрия Шостаковича.

Ровно полстолетия назад Большой театр впервые появился перед лондонской публикой. Гастроли его балетной труппы тогда назвали триумфальными.

«Для нас эти гастроли важны тем, что в этом году мы отмечаем 50-летие первых гастролей Большого театра, Большого балета в Ковент Гардене, — говорит генеральный директор театра Анатолий Иксанов. — Это было в 1956 году, когда блистала Уланова, и фактически с этого момента стал известным брэнд «Большой».

Отпраздновать юбилей этого события Большой собирается повторным триумфом. Считая, что классика — она и есть классика, театр покажет в Лондоне балеты, не нуждающиеся в лишних представлениях: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Золушка».

Будут и премьеры. Большой впервые привез в Британию свой, пожалуй, самый веселый и хулиганский балет — «Светлый ручей» в постановке Алексея Ратманского. Кроме балета, в Лондон впервые привезли и оперу, в том числе одну из последних постановок — «Бориса Годунова».

Но если полвека назад Большой театр единолично завладел вниманием лондонской публики, то теперь зритель поставлен перед выбором. Ведь в то же самое время в лондонском театре Колизей, всего в 10 минутах ходьбы от Ковент Гарден, гастролирует Мариинка.

Питерский театр свои гастроли приурочил к 100-летию Шостаковича. В программе — оперы «Катерина Измайлова» и «Нос», балет «Барышня и хулиган» — в общем, все самое значительное из репертуара Мариинки.

Чтобы опровергнуть слухи, накануне гастролей оба театра решили показать, что они вовсе не собираются конкурировать. К зданию лондонской мэрии солист Большого театра Николай Цискаридзе пришел под руку с примой Мариинки Екатериной Кондауровой.

«Мы танцуем совершенно разные сектакли, — сказал Цискаридзе. — У зрителей есть выбор — что им больше интересно. Мне кажется, на это не влияет брэнд Мариинского или Большого».

В Королевской опере еще за неделю до начала гастролей Большого билеты на «Лебединое озеро» были раскуплены. На менее известные постановки, например, «Светлый ручей», билеты еще есть. Театралы пока определяются, какой театр выбрать.

«Я впервые увидела спектакли Большого театра в начале 90-х, когда они выступали в лондонском парке Баттерси, — рассказала поклонница балета из Франции. — Потом еще несколько раз ходила, когда они приезжали. Уже с другой хореографией. Мне очень понравилось. Балеты Кировского, сейчас он, по-моему, называется Мариинский, видела в Нью-Йорке. Особенно хороша «Спящая красавица» в новой постановке. Вообще странно, что они приезжают в одно и то же время, лучше бы приехали в разное, чтобы можно было успеть сходить на все. Но сейчас я, наверное, пойду на Кировский театр».

А вот стоящая у касс жительница Лондона никогда не видела русский балет или оперу. «Конечно, я слышала о Большом, — говорит она. — Это же знаменитый русский театр! Сейчас он перестраивается, и у нас появилась возможность увидеть его здесь. Я бы сходила и на Мариинку, но считаю, что нам и так повезло — мы купили билеты на спекталь Большого».

Двойные гастроли российских театров в Лондоне продлятся до 19 августа.

Елена Балаева

Би-би-си, Лондон

Би-би-си

*