Саммит одного президента. Владимир Путин принимает гостей
Сегодня в Москву для участия в завтрашнем неформальном саммите СНГ съезжаются президенты стран Содружества. За год, прошедший с момента последней встречи лидеров постсоветских республик, между членами объединения, выбравшими пророссийскую и прозападную ориентацию, произошел окончательный раскол.
СНГ пока не разваливается только потому, что страны, желающие интегрироваться в евроатлантические структуры, надеются в рамках Содружества урегулировать свои проблемы с Россией. А лидеры тех стран, которые в большей или меньшей степени готовы оставаться в орбите России, хотят с ее помощью решить собственные проблемы, в том числе проблемы с соседями.
С недружественным визитом Для участия в завтрашней неформальной встрече в российскую столицу съехались лидеры всех стран–членов Содружества, за исключением президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Туркменбаши, и раньше не часто баловавший этот форум своим присутствием, не приедет ни на саммит, ни на скачки на приз президента России. При этом господин Ниязов демонстративно дал понять своим коллегам по СНГ, что у него есть дела и поважнее. Как стало известно Ъ, в письме, переданном в Москву через туркменский МИД, он известил, что сейчас находится в отпуске и готовится к более важным внешнеполитическим мероприятиям – 23 июля Ашхабад посетит глава МИД Ирана Манучер Моттаки, а на следующий день с визитом в Туркмению прибывает иранский президент Махмуд Ахмади-Нежад.
Остальные десять президентов саммит СНГ игнорировать не стали. В Москву съезжаются даже лидеры «прозападных» Грузии, Украины и Молдавии Михаил Саакашвили, Виктор Ющенко и Владимир Воронин. Их страны больше других пострадали от разворота во внешней политике Москвы, начавшей в прошлом году газовые и торговые войны против нелояльных режимов в СНГ.
При этом самое ожидаемое событие саммита – встреча Владимира Путина с его грузинским коллегой Михаилом Саакашвили. Никогда еще отношения между Россией и Грузией не были настолько обострены. От торговых войн и громких политических заявлений стороны перешли к прямым угрозам, в том числе к угрозе применения силы.
Главной темой двусторонних переговоров станет урегулирование конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. И, судя по всему, Михаил Саакашвили приехал не просить, а требовать от Москвы уступок. Он заранее запасся козырями. Сначала Грузия объявила, что отзывает подпись под протоколом о вступлении России в ВТО. А в минувший вторник грузинский парламент единогласно принял постановление о выводе российских миротворцев из зон грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.
Между тем Кремль не собирается отступать от выбранной линии давления на строптивого кавказского соседа. В недавнем интервью Ъ (см. вчерашний номер) глава МИД России Сергей Лавров дал понять, что российские миротворцы никуда не уйдут. Он обвинил Грузию в саботировании миротворческой операции и невыполнении международных соглашений по урегулированию региональных конфликтов. Кроме того, министр жестко предостерег Тбилиси от использования силы, пригрозив «защищать российских граждан всеми имеющимися в распоряжении средствами».
По информации Ъ, Москва рассматривает вопрос об ужесточении экономических санкций против Грузии, которые могут не ограничиться запретом на ввоз грузинского вина и «Боржоми». На возможность использования еще одного экономического рычага Владимир Путин намекнул еще во время июньской встречи с господином Саакашвили. Российский президент обратил внимание, что ежегодно из России в Грузию переводят от $1,5 млрд до $2 млрд, отметив, что «это гораздо больше, чем любая помощь со стороны третьих государств». Если в Кремле вдруг решат перекрыть эти финансовые потоки, Грузия лишится одного из самых важных источников доходов. Впрочем, эти планы Москвы сопряжены с большими издержками.
В отличие от грузинского президента молдавский лидер Владимир Воронин едет в Москву в более примирительном настроении. Он давно ищет повод поговорить с Владимиром Путиным с глазу на глаз, но ему в такой встрече долго отказывали. Президент Молдавии впал в немилость три года назад, отказавшись подписать план Кремля по урегулированию конфликта в Приднестровье. Молдавия, как и Грузия, пыталась жестко противостоять Москве, однако резкое повышение цен на российский газ и запрет на ввоз в Россию молдавского вина вынудили кишиневские власти искать мира с Кремлем. Незадолго до саммита господин Воронин дал большую пресс-конференцию в Кишиневе, на которой сделал первый шаг навстречу, заявив, что не видит политической подоплеки в повышении цен на российский газ.
Судя по всему, в Кремле это учли. Во всяком случае, в беседе с Ъ советник молдавского президента по внешней политике Сержиу Мокану сообщил, что в рамках московского саммита состоится двусторонняя встреча двух президентов.
Встречи друзей На предстоящем саммите Владимиру Путину, скорее всего, придется выступить и в роли арбитра. Дело в том, что между некоторыми президентами из группы «друзей» России, сложились не совсем дружественные отношения.
Треугольник вражды существует между тремя среднеазиатскими республиками: Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. Причем Душанбе и главным образом Бишкек ссорятся с Ташкентом. Перед самым саммитом узбекские спецслужбы объявили об успешной операции по поимке таджикского шпиона. Им оказался гражданин Таджикистана, узбек по национальности Фуркат Туйгунов. Как утверждают узбекские власти, он уже дал показания, сообщив, что был завербован министерством госбезопасности Таджикистана еще в 2001 году. Шпион Туйгунов якобы признался, что готовил подрывные акции на территории приграничных узбекских районов и должен был ликвидировать отдельных граждан Узбекистана. По информации Ъ, таджикский коллега господина Путина Эмомали Рахмонов коснется таджикско-узбекских отношений и попросит у Москвы заступничества.
У президента Киргизии Курманбека Бакиева тоже не складываются отношения с узбекским лидером Исламом Каримовым. Они испортились после андижанских событий в мае 2005 года, когда Бишкек отказался выдать Ташкенту полтысячи узбекских беженцев, а наоборот, посодействовал их переброске в Европу. К посредничеству российского президента могут также обратиться президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Роберт Кочарян. Их волнует в очередной раз зашедшее в тупик карабахское урегулирование.
Особенно нелегкий разговор ожидается с президентом союзной Белоруссии Александром Лукашенко. Минувшей весной Москва омрачила ему радость от переизбрания на новый срок, объявив, что если Минск не согласится продать «Газпрому» свою газовую инфраструктуру, то Белоруссия будет покупать российский газ по европейским ценам. Господин Лукашенко долго упирался, но, видимо, осознав, что повышение тарифов может в перспективе стоить ему президентского кресла, отступил. Во всяком случае, вчера в Минск для подписания протокола об оценке активов «Белтрансгаза» вылетел зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов.
В итоге предстоящий саммит обещает превратиться в своеобразную общественную приемную президента РФ Владимира Путина, возле которой уже скопилась солидная очередь высокопоставленных просителей.
ВЛАДИМИР Ъ-СОЛОВЬЕВ
КОММЕРСАНТЪ № 132 (№ 3463) от 21.07.2006
***