Правительство наливает. Предприниматели просят вернуть им потерянное в алкогольном кризисе
Минимум — отложить введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), максимум — потребовать возмещения убытков, причиненных отрасли. Такие требования содержатся в направленном вчера на имя премьера Михаила Фрадкова обращении «Деловой России», подписанном участниками алкогольного рынка.
В обращении к премьеру предприниматели просят отложить срок окончательного введения ЕГАИС до 1 января 2007 года, позволив системе пока работать в тестовом режиме. Подводя итоги вчерашнего «круглого стола» о путях преодоления кризиса на алкогольном рынке, представители отрасли решили ходатайствовать перед правительством о рассмотрении вопроса возможной компенсации убытков легальных операторов алкогольного рынка, связанных с неэффективным регулированием и реформированием алкогольной отрасли органами государственной власти. «Ни одно государство не застраховано от ошибок, но, совершая их, надо уметь в том признаться», — уверен председатель «Деловой России» Борис Титов.
Чтобы алкогольный бизнес вновь начал работать, нужны срочные чрезвычайные меры, принимаемые на уровне правительства, и упрощение системы ЕГАИС, перегруженной излишними функциями, уверен президент Национального союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов. «Парадокс ситуации в том, что если бы не возникновение дефицита, если бы не пострадал потребитель, никто бы и не заметил проблем алкогольной отрасли, которая обескровлена борьбой с непродуманными решениями властей», — считает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. Но обратного пути с отменой ЕГАИС уже нет, уверен он, новая переделка законодательства обрушит рынок. «Закон и так уже практически обрушил рынок если не водки, то виноделия, — добавляет президент Союза виноградарей и виноделов Валерий Логинов. — Под закон об обороте спирта и спиртсодержащей продукции подпадают напитки, производимые без применения спирта, то есть натуральные вина, что поставило уникальные предприятия на грань разорения».
Иные участники рынка были настроены гораздо более радикально. «ЕГАИС нежизнеспособна по своей сути, даже если ее введение отложить на полгода, ведь государство фактически предлагает нам торговать горохом не на вес, а поштучно и по номерам, — уверен представитель Московского комбината шампанских вин Юрий Шорин. — Государство, введя нас в серьезные убытки, само не представляет, как должна функционировать система ЕГАИС». «Три представителя ЕГАИС, пробыв на предприятии два дня, так и не смогли настроить систему», — вторит ему Игорь Поляков с ликероводочного завода «Столичный траст».
Руководители ведомств, неэффективно реализующие принятые решения, которые приводят к финансовым потерям и государства, и рынка, должны нести финансовую ответственность, сочли участники «круглого стола». «Если государство провалило и сроки выпуска новых марок, и сроки введения в силу постановлений о перемаркировке, такие действия власти можно назвать не иначе как «шедеврами вопиющего беззакония», — уверен Александр Романов из комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России. Причем менее всего нареканий из органов власти у представителей бизнеса вызывает деятельность таможни — прежнюю систему контроля за импортом сами импортеры теперь задним числом называют «великолепной».
Представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) в свою очередь подтвердил, что таможня уже готова принимать информацию о продукции от импортеров для фиксации сведений в ЕГАИС, но посетовал, что пока импортеры сведений не подают.
Наиболее философски из всех присутствующих к проблеме отнесся представитель Министерства сельского хозяйства, в числе прочих ведомств курирующего производство и оборот алкоголя. Концептуально отменять закон нельзя во избежание усугубления кризиса, переписать же его пока невозможно, ведь депутаты в отпуске, напомнил заместитель директора департамента пищевой промышленности Минсельхоза Андрей Межонов. Чиновник согласился с тем, что в нынешнем своем виде система ЕГАИС не решает проблему теневого оборота, и поддержал представителей винодельческой отрасли, настаивающих на исключении винной продукции из сферы закона об обороте спирта и спиртсодержащей продукции.
«Алкогольная отрасль остросоциальна, но в структуре власти нет ведомства, ее курирующего», — напоминает председатель совета директоров холдинга «Винный мир» Петр Каныгин. А пока длится «период мутной воды», теневики теряться не будут, и удельный вес фальсификата с прежних 40—50% возрастет до 90%, прогнозирует он.
Ирина СКЛЯРОВА
*