Ровно 40 лет назад, в далеком 1966 году, 20 июля было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров N 558 о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода. Именно эта дата уже в «постсоветскую» историю была принята в качестве официально дня рожденья АВТОВАЗа. Раньше все юбилейные торжества в Тольятти отмечались осенью в День машиностроителя.

Если окунуться в историю, то можно вспомнить, что первые контакты с фирмой «ФИАТ» по поводу строительства в СССР автозавода начались в апреле 66-го года. 30 июня в печатных средствах массовой информации г. Тольятти прозвучало первое упоминание о предстоящем строительстве автомобильного завода в Куйбышевской области. 20 июля было принято, уже упомянутое выше, Постановление ЦК КПСС. 12 августа комиссия Минавтопрома посетила и утвердила площадку для строительства автозавода близ деревни Русская Борковка Ставропольского района. Уже в середине августа была создана группа для решения организационных и оперативных вопросов по строительству нового завода. Первые колышки в будущую стройплощадку автогиганта были забиты самарскими геодезистами 25 августа 1966 года. А само строительство АВТОВАЗа началось только в сентябре, когда на стойплощадку вывели свою технику механизаторы Куйбышевгидростроя (КГС). Тогда же, 8 сентября на должность первого генерального директора АВТОВАЗа был назначен Виктор Николаевич Поляков. С этого все и началось…

С самого начала, как только стало известно о намерениях советского руководства построить в СССР новый большой автомобильный завод, между регионами разгорелось бурное соперничество за право разместить его на своей территории. Претендентов «приютить» у себя автогигант было более чем достаточно. Для окончательного выбора места строительства было создано несколько правительственных комиссий, работу которых курировал заместитель председателя Совета Министров Владимир Новиков. На первом этапе рассматривалось 112 площадок. После первого грубого отбора осталось 39. В конце концов после тщательного отсева комиссия определила шесть основных претендентов: Горьковская площадка, Вологодско-Ярославская, Саратовская (Саратов-Балаково), Украинская (г. Бровары), Белорусская (Минск — Гомель) и Тольяттинская. По одной из версий, описывающих те события, на последнем этапе к процедуре выбора была подключена ЭВМ, которая провела анализ по специальной математической программе, разработанной в Центральном экономико-математическом институте АН СССР. Таким образом, бытующая легенда о компьютерном выборе места под будущий АВТОВАЗ не лишена оснований. Однако справедливости ради следует сказать, что последнее слово все-таки было за политбюро ЦК КПСС. Как известно, 20 июля 1966 года партийные лидеры страны на своем заседании, после долгой дискуссии, высказались за Тольятти.

www.ladaonline.ru

*