Вчера проблема алкогольного дефицита взволновала не только простых потребителей, но и организованную общественность. Общественная палата потребовала найти виновных, прозрачно намекнув, что их, возможно, следует искать в стане силовиков. Между тем, как выяснили «Новые Известия», в состоянии паралича оказалась не только торговля спиртным, но и отечественная парфюмерная промышленность, которую депутаты обещали вывести из-под новых правил, да не успели.

Осенью Госдума намерена начать защищать от подделок лекарственный рынок. И делаться это будет с помощью автоматизированной системы, аналогичной той, что спровоцировала забытый было россиянами алкогольный дефицит.

В распространенном в среду открытом письме Общественной палаты говорится, что новый закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» последовательно уничтожает легальный рынок, ради поддержки и защиты которого он изначально принимался. Члены ОП хотят услышать от премьер-министра Михаила Фрадкова ответы на ряд вопросов. Кто виноват в том, что вступление в силу изменений в федеральный закон не было обеспечено технически? Кому выгодно падение легального рынка алкогольной продукции? Может быть, ответ на этот вопрос – не за экономистами, а за «силовиками»? «А напоследок – добрый совет тем, кто принимает и претворяет в жизнь законы: сделайте своим жизненным кредо старый врачебный принцип: «Не навреди!» И вам легче станет, и нам спокойнее», – рекомендуют члены Общественной палаты.

Однако упомянутый «общественниками» закон парализовал работу не только алкогольного рынка. Дело в том, что его нормы распространяются и на парфюмеров, поскольку производимая ими продукция тоже содержит спирт. На этом простом основании все компании-производители и дистрибьюторы парфюмерии должны обзавестись лицензией и подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), куда по закону надлежит заносить всю информацию о движении спиртосодержащей продукции. О том, насколько реально выполнить это требование, «НИ» уже не раз писали на примере алкогольного бизнеса. Коротко напомним суть новых порядков.

С 1 июля вся информация о спиртосодержащей продукции должна заносится в ЕГАИС. К этому сроку производители, импортеры и продавцы должны были приобрести, установить и отладить электронные приборы, с помощью которых сведения о концентрации и объеме безводного спирта автоматически передавались бы по Интернету на сервер Федеральной налоговой службы. Однако ничего подобного быть просто не могло, поскольку разъяснения, какими должны быть эти приборы и сведения, правительство дало лишь тогда, когда система фактически уже должна была действовать.

Теперь к августу Минфин должен «утвердить порядок оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции». К этому же сроку правительство поручило министерству «утвердить перечень информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета в технические средства фиксации». Что же касается налоговиков, то им кабинет дал больший временной люфт: лишь к сентябрю они должны «утвердить формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета в технические средства фиксации». То есть лишь осенью бизнесменам наконец расскажут, как нужно устанавливать приборы, как и какую информацию по ним передавать. Правда, полное введение ЕГАИС все же отложили до 1 февраля 2007 года, но и в своей неполной версии система показала себя во всей красе.

Парфюмерам, впрочем, обещали принять поправки, которые бы вывели их продукцию из-под действия скандального закона. Участники рынка надеялись, что это случится летом, но комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму решил рассмотреть обещанные поправки только после каникул, в осеннюю сессию. «На данный момент все парфюмерные линии в России стоят, – рассказал «НИ» вице-президент исследовательской компании «Старая крепость» Анна Дычева-Смирнова. – Более того, многие дистрибьюторы иностранных производителей не хотят покупать лицензии. Поэтому многих товаров, содержащих спирт, в частности, средств для укладки волос, сейчас уже просто нет». Вино, конечно, пьют не все, но косметикой и парфюмерией пользуются большинство россиян, особенно женщины. Пока магазины продают старые запасы, но скоро дефицит почувствуется не меньше, чем алкогольный.

Однако на этом сюрпризы не заканчиваются. Спикер Госдумы Борис Грызлов считает необходимым запретить продажу лекарств без использования технологий защиты от подделок, и порядок в этом деле депутаты, похоже, начнут наводить уже осенью. О том, что может представлять собой такая технология, «НИ» рассказал руководитель отдела Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. «Скорее всего, лекарственные препараты должны будут оклеиваться голограммой наподобие акцизной марки, – говорит специалист. – Возможно, требование обязательного нанесения голограмм будет введено уже в этом году. По всей видимости, эту обязанность возложат на дистрибьюторов». По словам эксперта, голограмма станет своего рода унификационным знаком, дистрибьюторам будут выделять квоты на их получение, и в целом это поможет сделать систему распространения лекарств более прозрачной.

Однако у Настасьи Ивановой, генерального директора «Национальной дистрибьюторской компании», занимающейся мониторингом фармацевтического рынка, на этот счет несколько иное мнение. «Вводить новую систему защиты не только бесполезно, но и опасно, – сообщила она «НИ». – Если ее внедрение будет малозатратным, то и подделать голограммы не составит мошенникам труда. Если дорогостоящей – подскочат цены на лекарства. А вы представляете себе, что означает удорожание препарата на 50 руб. для человека, который пользуется им постоянно?» Более того, эксперт считает вполне оправданными опасения, что на фармрынке может повториться ситуация, аналогичная алкогольной. «Мы уже видели, как обязанность использовать защитные технологии была введена раньше, чем описание данных технологий», – напоминает Настасья Иванова.

Давид Мелик-Гусейнов надеется, что такое развитие событий невозможно. «Алкоголь мог исчезнуть потому, что он не является товаром критического спроса, – рассуждает специалист. – Лекарства – это совсем другое дело. Если они исчезнут, будет поставлена под угрозу национальная безопасность. Никто не рискнет взять на себя ответственность за такое развитие событий». Однако, как показывает история с алкоголем и парфюмерией, найти ответственного и виноватого в такой ситуации оказывается практически невозможно. Впрочем, может быть, у членов Общественной палаты это получится…

ОЛЬГА ГОРЕЛИК, ДМИТРИЙ МИГУНОВ

Новые Известия

***