В темное время суток увеличивается количество дорожных происшествий. Каждое второе ДТП совершено ночью. Основной причиной повышения опасности и аварийности является ухудшение видимости и, соответственно, уменьшение объема воспринимаемой водителем информации.

Если в светлое время суток в условиях хорошей видимости водитель может воспринять за одну секунду 3-5 объектов, ночью и при плохой видимости — лишь 1-2 объекта. Ухудшается и способность оценки расстояния до объектов и между ними и тем более скорости их перемещения. Водителю остается лишь догадываться о возможных препятствиях или опасностях. Ночью объекты появляются в освещенной зоне внезапно, время на опознание их увеличивается, а на принятие решения уменьшается, особенно с ростом скорости.

Основное нарушение, которое допускают в темное время суток, — это неправильное применение света и световой сигнализации и тем самым неправильная информация других водителей о возможном изменении ситуации. Вызывается это нарушение неуважением к остальным участникам движения. Что говорят Правила дорожного движения о пользовании световыми приборами?

П.19.2 «Дальний свет должен быть переключен на ближний:

— В населенных пунктах, если дорога освещена;

— При встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

— В любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей кА встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться».

При движении в колонне желательно, чтобы дальним светом пользовался лишь передний автомобиль, а остальные двигались либо с ближним светом, либо с включенными подфарниками. Для чего это делается, понятно всем водителям, так что будьте взаимно вежливы и бдительны.

Режим труда и отдыха водителей существенно влияет на безопасность дорожного движения. Отдельной статистики заснувших за рулем не ведется. При появлении первых признаков засыпания остановите машину. Чтобы временно отогнать сон, можно помассировать уши. Начиная от мочек по краю до верхней части. Затем пять-шесть раз надавить затылком на подголовник, задерживаясь, каждый раз в напряженном состоянии четыре-шесть секунд. Можно помассировать шею, потереть ладони. Очень эффективен обычно межпальцевый массаж. Для этого скрестите пальцы и начните интенсивно движение в противоположные стороны. При этом включаются рефлекторные зоны. Помассируйте ладонями тыльные стороны кистей рук.

После этих нехитрых процедур нужно расслабиться, накрыть глаза ладонями, закрыть глаза и побыть в таком положении от 30 секунд до полутора минут. Потом выйти из машины, сделать восемь-десять глубоких вдохов и выдохов, два-три приседания.

По словам медиков, после 12 часов, проведенных за рулем, риск засыпания становится очень велик. В России законодательных ограничений времени непрерывного управления автомобилем нет. Решение — продолжать движение или прогуляться после непродолжительного сна. Остается за вами. Все зависит от трезвой самооценки.

Для людей с высокой активностью критическим режимом будет монотонный, для флегматика, наоборот, интенсивный. И в том и другом сочетании утомление будет наступать весьма быстро.

Так что же нужно делать, чтобы снять с себя сонливость и продержаться еще, скажем, час?

Против сонливости лучшее лекарство сон. Хотя бы 10-20 минут. Не рекомендуется сбивать сонливость с помощью чая или кофе. Бодрящий эффект кофе скоротечен. Более того, когда его действие закончится, порог сонливости снижается и противостоять сну становится труднее. Лучше пожевать дольку лимона.

Кстати, склонность к засыпанию за рулем часто проявляется после еды. Наиболее опасное время 20 минут после принятии пищи, когда она начинает усваиваться.

Ото сна может отвлечь разговор с попутчиком или ритмичная, но не оглушающая музыка. Уменьшить сонливость можно, снизив температуру воздуха в салоне.

Одна из серьезных опасностей сна за рулем состоит в том, что рука водителя не отпускает руль и неосознанно может направить автомобиль на встречную полосу.

По возможности откажитесь от поездки на автомобиле. Если не удалось или почти не удалось поспать. Тем более, если обострилось хроническое заболевание или появились признаки недомогания от простуды или вирусной инфекции. Остерегайтесь приема лекарственных препаратов, вызывающих сонливость. И уж конечно, накануне дальнейшей поездки не злоупотребляйте алкоголем.

Сообщили в ОГИББД Кировского РУВД г Самары

*