Может ли экологическая экспедиция дать старт природной катастрофе? Вопрос, казалось бы, абсурдный, но именно он беспокоит сейчас датчан, наблюдающих за походом исследовательского судна «Шельф» Института океанографии Российской академии наук.

Совместная российско-бельгийская экспедиция получила грант ЕС на изучение состояния химических боеприпасов времен Второй мировой войны и их воздействие на морскую экосистему. Работы проходят у берегов датского острова Борнхольм, где союзники затопили большую часть запасов химического оружия Третьего рейха.

Предполагается, что у Борнхольма на стометровой глубине лежит около 30 тысяч тонн снарядов, мин и авиабомб, начиненных зарином, заманом, ипритом и горчичным газом. Особенно опасен горчичный газ, поскольку он дольше, чем остальные отравляющие вещества, разлагается в морской воде.

Российские ученые еще с начала 1990-х годов неоднократно предупреждали европейцев о возможности гигантской экологической катастрофы на Балтике, прогнозировалось, что «подводный Чернобыль» в этом регионе «рванет» в 2002–2005 годах. Массовый выброс отравы мог произойти в этот промежуток времени в результате сквозной коррозии металлических оболочек химических боеприпасов. О том, что критический момент почти наступил, предупредили мир участники предыдущей российской экспедиции к Борнхольму, которая проходила на борту судна «Профессор Штокман» в 2000 году.

«Штокман» изучил три затопленные баржи с авиабомбами. Результатом обследования стал доклад с предсказанием близкого апокалипсиса. Датчанам и шведам было рекомендовано воздержаться от рыболовства в этом районе, поскольку начинка проржавевших боеприпасов стала выделяться в море.

«Нет никаких причин для волнения. Наши собственные исследования показали, что газы, попав в воду, быстро и без каких-либо опасных последствий разрушаются. Никакого масштабного выброса, уничтожающего все живое, о чем говорят русские, не будет», – заявил недавно морской биолог Шельд Франк Ергенсен из отдела по изучению Балтики Экологического управления Дании, комментируя выводы российской экспедиции шестилетней давности.

Начальник оперативного отдела командования ВМС Дании в районе Борнхольма Макс Эллегаард, в свою очередь, подтвердил, что в рыбацкие сети периодически все же попадают боеприпасы с горчичным газом, но военные легко справляются с ликвидацией подобных проблем. Анализ рыбы, пойманной возле затопленных барж, показывает, что в ней нет следов отравляющих веществ.

Несколько лет назад шведы провели собственное изучение возможного воздействия затопленных химических боеприпасов на морские организмы, поместив в опущенную на дно клеть с разрушающимися химическими снарядами ракообразных и мидии. Оказалось, что их организмы не подверглись сколько-нибудь заметному воздействию иприто-горчичных смесей.

Скандинавы не сомневаются, что доклад нынешней российской экспедиции, которая продлится до конца июля, будет столь же катастрофичен, как и предыдущие. По мнению некоторых датских и шведских наблюдателей, упорное стремление российской стороны напугать Европу грядущими ужасами объясняется желанием получить деньги на уборку или консервацию химической свалки на дне Балтики. Наши специалисты предлагают рассмотреть два варианта: создание над баржами с химическим оружием бетонных саркофагов, или их подъем с предварительной изоляцией боеприпасов.

Оба проекта потребуют многомиллионных инвестиций, но, главное, опасны для экологии. Ведь именно при изготовлении саркофага или подъеме барж может произойти массовый выброс ядовитой начинки боеприпасов, с которым море не сможет быстро справиться.

С начала 90-х годов наши специалисты обращались за финансовой помощью в ликвидации химических свалок на Балтике к датчанам и шведам (у берегов Швеции – возле Готланда и в проливе Каттегатт – также были затоплены суда с химическим оружием. – «НИ»), но явное нежелание скандинавов участвовать в опасном проекте заставило российскую сторону изменить тактику. Психологической обработке стал подвергаться Евросоюз. Брюссель выделяет огромные средства на самые разнообразные проекты, в том числе и на куда более сомнительные, чем наш «горчичный». То, что нынешняя экспедиция получила финансирование со стороны ЕС, говорит о верности избранного российскими специалистами пути. Теперь датчане опасаются, что ЕС даст деньги на ликвидацию химических залежей и вот тогда «горчичный взрыв» на дне моря может действительно привести к роковым последствиям.

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

Новые Известия

*