Очередная реформа российской высшей школы может обернуться провалом
Российские чиновники уже к 2010 году планируют полностью приравнять систему высшего образования к европейским стандартам. Об этом в рамках встреч «большой восьмерки» заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Через четыре года, по подсчетам министерства, Россия завершит все мероприятия в рамках «Болонского процесса», то есть вузы страны перейдут на двухступенчатую систему преподавания – бакалавриат и магистратуру, а студенты получат право продолжать начатое в России образование в университетах стран Евросоюза.
Между тем против внедрения западных стандартов выступает ряд ректоров ведущих вузов, в том числе МГУ. Недовольны предстоящей реформой и многие студенты: они убеждены, что Болонская система ударит по их карману.
Свое название – «Болонский процесс» получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования. С 2003 года основные принципы принятой конвенции начали вводиться в России. До недавних пор этот процесс шел умеренными темпами. Но теперь чиновники решили напомнить вузам о европейской программе. «Что касается «Болонского процесса», то мы взяли на себя обязательство, что к 2010 году Россия завершит мероприятия, связанные с этой реформой», – заявил субботу замминистра образования и науки Владимир Фридлянов. А в воскресенье его поддержал Андрей Фурсенко, который напомнил, что «Болонский процесс» – один из важнейших проектов, направленных на развитие образования в мире и осуществить его необходимо в ближайшие четыре года.
Упоминание о «Болонском процессе» вызвало очередную волну дискуссий среди работников сферы образования, на этот раз еще более ожесточенную, поскольку 2010 год уже не за горами. За реформу выступают в основном те вузы, в которых на правах эксперимента некоторые пункты «Болонского процесса» уже действуют. «Главный плюс европейских стандартов – в их рациональности, – рассказал «НИ» заместитель начальника управления обеспечения международных связей Высшей школы экономики Борис Железов. – Количество вводных, общих предметов сокращается, зато основной упор делается на профессиональные навыки. Прозрачны и строго регламентированы параметры контроля качества образования. Студентов оценивают по мировым критериям, а сами учащиеся дают характеристики на своих педагогов и тем самым напрямую влияют на профессорский состав».
За внедрение программы, к примеру, не раз высказывался и декан факультета экономики МГУ Василий Колесов: «Двухступенчатая система лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности», – отмечал он. Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.
Только плюсы в проекте видят и сотрудники Российского университета дружбы народов. «Болонскую систему можно сравнить с правилами дорожного движения, – поделился с «НИ» проректор РУДН Александр Ефремов. – Во всей Европе они одинаковы, что позволяет спокойно перемещаться из страны в страну. Общие правила образования способствуют мобильности студентов. Начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру в Англии, Франции или Италии».
«Не хотим готовить лаборантов для Запада»
Впрочем, оппонентов у Болонской системы тоже хватает. В том же МГУ не спешат распространять европейскую систему, внедренную на экономическом факультете, на остальные специальности. Против введения Болонской системы в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий. По его мнению, приняв западный стиль образования, Россия начнет «готовить лаборантов для Запада», не более того. «Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила «НИ» пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Например, крайне трудно будет реализовать на российской почве ту же схему бакалавриат–магистратура. На бакалавра учатся 3–4 года. А в России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов».
По словам Евгении Зайцевой, не стыкуются с нашей системой образования и так называемые кредитные часы, когда студента, например, из Италии принимают в университет во Франции, учитывая часы, уже прослушанные им в аудиториях вуза на родине. Российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы «дома», то у нас, как известно, учитываются только академические часы, отбытые в аудитории.
Не устраивает экспертов и тот факт, что количество вводных (для общего развития) предметов в программе бакалавриата гораздо меньше, чем в программе специалиста. Таким образом, разрыв между школой и вузами еще более возрастает. По ряду общеобразовательных предметов могут образоваться существенные пробелы. В Италии, скажем, откуда родом Болонская система, между школами и вузом есть еще одна промежуточная ступень – колледжи, не окончив которые невозможно поступить в институты. «Нечто подобное придется вводить и в России, – заявил «НИ» председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. – Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами у нас очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, буферные классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей».
«Это скрытый переход к платному образованию»
Кроме того, получив диплом бакалавра, продолжить образование в магистратуре смогут далеко не все студенты. Чтобы взойти на вторую ступень европейской системы, понадобится не только определенный багаж знаний, но и запас денег – как считают эксперты, бесплатных магистратур в России не будет.
«По сути, применение у нас Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию, – рассказал «Новым Известиям» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько – вопрос пока не решенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тыс. евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам».
Общий курс обучения составит около 7 лет, 3–4 из которых студенту, вероятно, придется оплачивать из своего кармана. Если, конечно, это не сделает организация, для которой готовится специалист. Такая практика взаимоотношений работодателей с потенциальными кадрами, увы, редка в России. Ставку на сотрудничество с работодателями делают в основном негосударственные вузы, поэтому можно предположить, что именно в «частном секторе» «Болонский процесс» пойдет полным ходом.
«Реформы в негосударственный вузах проходят быстрее и безболезненнее, чем в государственных, – сказал «НИ» исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов России Валентин Гуров. – Частные вузы не такие консервативные и не такие неповоротливые, так что можно экспериментировать. Уже определен список вузов, которые в первую очередь проведут реорганизацию учебного процесса, а на их примере мы будем решать, как проводить реформу дальше». Такая реорганизация, впрочем, не может не отразиться на стоимости обучения. Внедрение европейской системы образования повысит престиж вуза, а значит, повысит и ежегодную плату за право учиться по-западному.
«Нельзя чесать все вузы под одну гребенку»
Российские студенты уже подсчитывают деньги в кармане и строят пессимистичные прогнозы о том, что нововведение ударит именно по ним. «Пока в двухступенчатой системе образования я вижу лишь неудобство, – сказала «НИ» студентка МГУ Анастасия Макарова. – Когда мы отучились три года и стали бакалаврами, нам выдали на руки документы и отправили в приемную комиссию магистратуры. Причем при поступлении у нас не было никаких привилегий, экзамены мы сдавали на общих основаниях с иногородними и «переводниками» с других факультетов. Так что прошли далеко не все, и продолжать обучение моей группе пришлось совсем в другом составе». «Среди достоинств Болонской системы называют возможность продолжать обучение за рубежом, объездить сразу несколько стран в рамках одной образовательной программы, – говорит студент МГИМО Роман Дмитриев. – При этом никто не собирается оплачивать студентам дорогу и питание в чужой стране. Да, существуют специальные скидки и льготы, но и с ними сумма путешествия оказывается непосильной для обычного студента. Средняя стоимость программы обмена – 15–20 тыс. долларов». В принципе студенты могли бы взять на эти цели банковский кредит, но он далеко не всем по карману (подробности на стр.3).
Ситуация осложняется еще и тем, что до сих пор не ясно, каким образом будет массово вводиться Болонская система. «Во время административной реформы, когда были ликвидированы все правительственные комиссии, мы лишились и комиссии, которая вела дискуссию с европейскими коллегами в рамках «Болонского процесса», – пояснил «НИ» Сергей Комков. – Сегодня единого органа, который бы контролировал интеграцию европейской системы в российскую, просто не существует, как не существует и единой позиции по этому вопросу. А потому каждый вуз решает для себя, как будет выглядеть новая система образования».
По мнению г-на Комкова, если чиновники планируют форсированными темпами провести реформу, им придется выбирать – либо оказывать давление на вузы, как это сейчас происходит с ЕГЭ, либо проводить реформу выборочно. «Главное, чтобы процесс внедрения системы не шел насильно, – убежден г-н Бунимович. – Нельзя чесать все вузы под одну гребенку. Слабым институтам система пойдет на пользу. Что касается ведущих образовательных центров страны, им должна быть предоставлена свобода выбора – присоединяться к «Болонскому процессу» или нет».
ИРИНА ВЛАСОВА, ДАРЬЯ ОКУНЕВА
К БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЕ ПОВСЮДУ ОТНОСЯТСЯ НЕОДНОЗНАЧНО
В Германии реформа высшего образования началась с бурных споров: вводить такие новые для немцев квалификации, как бакалавр и магистр, или не вводить, передает собственный корреспондент «НИ» из Берлина Сергей Золовкин. В стране, где особенно сильна система специализированных технических университетов, опасались за престиж «немецкого диплома инженера». Ведь в том же техническом образовании, как полагает, к примеру, профессор Райнер Шакмар из университета прикладных наук города Шмалькальдена, жизненно важна монопрограммность. В то время как болонская схема даже в таком непростом случае предусматривает этапы «бакалавр – магистр». Неслучайно ведь на одной из конференций, посвященной дальнейшему продвижению «Болонского процесса» и проходившей именно в Германии, ректор МГТУ имени Баумана подчеркнул, что «системы подготовки инженеров в ФРГ и России имеют много общего. И для нас, и для вас комплексность инженерного образования – важнейшая вещь, которую нельзя разрывать». В качестве выхода было предложено считать базовое высшее техническое образование равным магистратуре.
Во Франции некоторые специалисты в области образования высказывали опасения, что болонская система на практике может привести к профанации высшего образования. Студентам, которые путешествуют по европейским вузам, будет достаточно набрать так называемые кредитные часы по самым разрозненным дисциплинам, чтобы получить диплом о высшем образовании неизвестно какой специальности. Координатор международного форума по проблемам реформы образования Кароль Сигман заявляет, что в деградации вузовской системы заинтересованы работодатели, у которых выпускники с болонскими дипломами не посмеют требовать высоких зарплат. Кроме того, многие европейские элитные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и другие) отказались участвовать в «Болонском процессе».
В консервативной Великобритании система получила наиболее холодный прием. Начислять студентам кредитные часы за пройденные курсы здесь стали лишь некоторые вузы.
Андрей СУСАРОВ
ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ «БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА»
1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата ( 3–4 года обучения) и магистратуры (1–2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.
2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов. Чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.
3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.
5. Содействие изучению общеевропейских проблем
*