У “АвтоВАЗа” и титановой компании “ВСМПО-Ависма” скоро появится общий совладелец. Госпредприятие “Рособоронэкспорт” до конца лета может стать собственником 70% акций “ВСМПО-Ависмы”, а затем 60% акций “АвтоВАЗа”, рассказал гендиректор ФГУПа Сергей Чемезов.

“ВСМПО-Ависма” — крупнейший производитель титана и полуфабрикатов из него, используемых в производстве самолетов и подводных лодок. Львиная доля продукции идет на экспорт, а крупнейшими клиентами компании являются мировые корпорации Boeing, Airbus, Snecma, General Electric, Rolls-Royce, Pratt & Whitney.

“ВСМПО-Ависма” попала в поле зрения “Рособоронэкспорта” в конце прошлого года, сразу после воцарения менеджеров ФГУПа на “АвтоВАЗе”. В конце декабря бывший руководитель автоконцерна Владимир Каданников передал им управление, и это равнялось акционерному контролю, поскольку 60% акций компании контролируют ее же “дочки”. С покупкой акций “АвтоВАЗа” можно было не спешить, и Сергей Чемезов начал переговоры с собственниками “ВСМПО-Ависмы” Вячеславом Брештом и Владиславом Тетюхиным о выкупе акций их компании.

И вот вчера, посетив авиасалон в Фарнборо, Чемезов разоткровенничался и рассказал детали обеих сделок. Как он признался “Ведомостям”, для него сейчас основные переговорщики — Тетюхин и “Ренессанс Капитал”. У первого ФГУП выкупит лишь 27% акций из его 30%-ного пакета. А еще более 40% титановой компании “Рособоронэкспорту” должен продать “Ренессанс Капитал”. Эта инвесткомпания две недели назад выкупила 30% акций “ВСМПО-Ависмы” у Брешта, а еще 10-11% получила прошлым летом — после сделки Тетюхина и Брешта с “Реновой”. Владельцы компании выкупили у “Реновы” 13,4% акций “ВСМПО-Ависмы” и официально заявляли, что “весь этот пакет разошелся по разным инвесторам”. Чемезов же вчера рассказал “Ведомостям”, что инвесторам в итоге были проданы всего 2-3% акций “ВСМПО-Ависмы”, а остальное досталось “Ренессанс Капиталу”. Брешт, Тетюхин и сотрудники инвесткомпании вчера отказались комментировать эту информацию. Но источник, знакомый с ходом переговоров, подтвердил, что “Ренессанс” действительно договорился о продаже почти 40% акций “ВСМПО-Ависмы”, хотя примерно половина бумаг — клиентские.

Кроме указанной сделки “Рособоронэкспорт” в этом году войдет и в число собственников “АвтоВАЗа”, говорит Чемезов. По его словам, сейчас создается головная компания “АвтоВАЗа”, которая и выкупит 60% акций компании у AVVA и ЦО “АФК”. Впрочем, эта головная компания также будет являться “дочкой” “АвтоВАЗа”, а затем контроль над ней перейдет к “Рособоронэкспорту” или его структурам. “Сейчас “Рособоронэкспорт” является полновластным хозяином “АвтоВАЗа”, и после покупки акций управляющей компанией останется только закрепить это положение, переоформив акции на структуры “Рособоронэкспорта”, — согласен аналитик компании “Метрополь” Александр Жуков.

Обе сделки не дешевые. Вчера 60% акций “АвтоВАЗа” по котировкам на ММВБ стоили $1 млрд, а капитализация “ВСМПО-Ависмы” доходила до $2 млрд, т. е. 67% могут оцениваться в $1,34 млрд. Но аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко считает справедливой ценой пакета минимум $1,5 млрд. “Я слышал, что сделка закрывается с 15%-ным дисконтом”, — рассказал “Ведомостям” один из инвестбанкиров. Но Чемезов уверяет, что акции титановой корпорации выкупаются по рыночной цене, а финансировать сделку будет целый пул банков, в том числе государственных. “Рособоронэкспорт” — давний клиент Внешторгбанка (ВТБ) и для него открыт лимит кредитования, заявил “Ведомостям” вице-президент банка Василий Титов. Этот лимит равен $1,5 млрд, уточнил близкий к ВТБ источник. Но финансирует ли ВТБ эти сделки госпредприятия, оба собеседника не говорят.

Ирина Малкова, Елена Мазнева, Юлия Федоринова, Глеб Столяров

Ведомости 19.07.2006, №131 (1658)

Ведомости

*