Ученые с помощью методов генной инженерии намерены помочь цветоводам воплотить в жизнь их давнюю мечту — создать голубую розу.

Человек занимается выведением новых сортов роз уже не одну тысячу лет. Он создал великое множество роз самых разных размеров, форм и цвета, однако, получить розу, лепестки которой имели бы голубой цвет, так и не удалось. Голубая роза стала буквально символом зовущей и недостижимой мечты.

«Все дело в генетике, — говорит Рэнди Вудсон, специалист из Университета Пэрдью в штате Индиана. — У розы нет гена, отвечающего за синий пигмент. Его лишены не только розы, но и гвоздики, хризантемы и герберы. У других растений отсутствуют гены, отвечающие за другие цвета, поэтому не бывает, например, красных ирисов или белых ноготков».

Ученые с помощью методов генной инженерии намерены «подправить» природу. Работы в области цветоводства с использованием методов генной инженерии — направление довольно новое, хотя некоторые эксперименты были начаты еще в 80-х годах. Усилия сосредоточены на четырех направлениях: создание сортов, способных долго сохранять свежесть после срезки, создание сортов с новыми запахами, возрождение утраченных ароматов и преодоление «цветового барьера».

В 1986 году австралийская компания, которая сейчас называется «Флориджен» решила начать работы по созданию голубой розы. Первоначально предстоящие работы казались очень простыми — взять «синий» ген петунии и пересадить его розе, а также гвоздикам и герберам. Но все оказалось куда сложнее. Дело в том, что за создание целого класса ферментов отвечает всего один ген. Его поиски заняли много времени, и лишь пять лет назад ученым удалось добиться появления синей окраски у некоторых растений. Специалисты «Флориджен» быстро запатентовали свое открытие, уверенные, что смогут создать плантации голубых роз. Но, как оказалось, победу они праздновали преждевременно. «Мы были молодыми и очень наивными», — объяснил ту ситуацию журналу «Дискавер» директор проекта Эдвина Корниш.

Как оказалось, для получения роз голубого цвета необходимо сочетание нескольких факторов и прежде всего — создание щелочной среды. Розы же, по словам ученых, являются «кислотными» растениями. Поэтому, хотя специалистам «Флориджен» и удалось присадить розе «синий» ген, цветы роз получались все равно белыми.

Некоторые считают, что более перспективным может оказаться направление, взятое биохимиками медицинской школы Университета Вандербилта в штате Теннесси совместно с сотрудниками австралийского Квинслендского университета. В 1998 году они случайно обнаружили, что группа бактерий, генетически измененных для выработки одного из ферментов печени, то есть получившие новый ген, вырабатывают энзим, обеспечивающий получение синего цвета. «Этот фермент превращал аминокислоту, содержащуюся в бактериях, в индиго — одну из самых старых красок», — рассказал специалист Университета Вандербилта Питер Гьюнгрич.

Теперь Гьюнгрич и его коллеги намерены пересадить этот ген розе и подвергнуть растение воздействию химических веществ, которые дадут толчок началу процесса «синения». Первые эксперименты несколько обескуражили ученых — вместо голубого цветка они получили синие пятна на стебле. Причина, как разъяснил Гьюнгрич, заключается в том, что «ген попал не в то место».

Возникает, однако, вопрос — даже если ученым удастся создать розы удивительных оттенков, смогут ли они найти себе место на рынке. Многие страны запрещают продажу генетически измененных растений. В частности, «Флориджен» не смогла добиться разрешения на поставки в Европу некоторых из своих более удачных творений — европейский рынок срезанных цветов, на который приходится половина всех продаж в мире, полностью закрыт для растений, полученных методами генной инженерии.

ИТАР-ТАСС