Экономить надо. Правительство хочет научить россиян бережно относиться к теплу, газу и свету
Из-за продолжающегося конфликта на Ближнем Востоке мировые цены на нефть установили вчера новый рекорд, вплотную приблизившись к 80-долларовой отметке. На этом фоне символичным стало заявление министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, прозвучавшее в кулуарах питерского саммита. Он сообщил, что Россия будет повышать цены на энергоносители и на внутреннем рынке. Мотивировал это чиновник соображениями экономии: мы плохо бережем энергию, потому что она у нас дешевая. Эксперты считают, что теоретически это правильное решение, однако на практике оно может обернуться коллапсом для экономики и стать очень больным ударом для потребителей.
Глава Минпромэнерго отметил, что Россия по энергосбережению сильно отстала от других стран. Указы и постановления, направленные на экономию газа, тепла, электричества, совершенно не работают, поэтому в ход надо пускать экономику, а именно повышение цен на энергоносители. «НИ» попытались выяснить в Минпромэнерго, когда россиянам следует ждать этого «сюрприза». По словам специалистов министерства, в выступлении г-на Христенко речь шла в первую очередь о долгосрочной программе развития российской энергетики до 2030 года, поэтому о повышении внутренних цен говорилось также весьма абстрактно – на отдаленную перспективу. И опасаться скорого скачка цен не стоит. Руководитель пресс-службы Минпромэнерго София Малявина рассказала нам, что министр в своем выступлении также отметил, что сейчас имеет место естественный тренд на повышение цены. «Цены растут в любом случае, но эти риски можно снижать, в том числе путем внедрения технологий энергоэффективности. Повышение энергоэффективности и энергосбережения – одно из основных направлений, зафиксированных в документе саммита G8. За счет роста сбережения энергии цены для конечного потребителя могут в итоге даже снизиться», – подчеркнула она.
Экономим мы действительно плохо. Как рассказал «НИ» президент фонда «Коммунальная культура жизни» Андрей Щавелев, одна из причин неумения бережно относиться к энергоресурсам заключается в том, что эта самая коммунальная культура у нас практически отсутствует. Между тем принятие системы мер по повышению энергоэффективности на уровне потребителей может дать экономию до 40–50% от потребляемой энергии. Однако валить все на непросвещенных россиян, по мнению эксперта, было бы несправедливо. «ДЕЗы, а тем более поставщики ресурсов сами не заинтересованы в энергосбережении – ведь они получают деньги за поставленные ресурсы, а не за комфортные условия в квартирах. Ситуация может в корне измениться с приходом на рынок управления жильем частных управляющих компаний, для которых энергосбережение также может стать серьезной статьей получения прибыли», – считает г-н Щавелев.
В самом деле на Аляске, скажем, каждый строящийся дом контрольные органы непременно проверяют на герметичность, закачивая воздух в помещения. У нас представить себе такое трудно, поэтому коммунальщики каждую осень настоятельно советуют заклеивать окна, чтобы не дуло из всех щелей. И чтобы из них не уходило на улицу драгоценное тепло, а вместе с ним и деньги. Но ведь кто-то наши дома построил, он-то о чем думал? А у нас, отвечают строители, старые технологии, плохие материалы и денег нет.
Получается замкнутый круг: власть ругает расточительных потребителей, потребители ругают нерадивых строителей, а строители ругают жадную власть, которая не дает им денег. По мнению руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, сегодня инвестировать деньги в новые энергосберегающие технологии просто некому – частным компаниям это невыгодно, государство этим не интересуется, а компании–потребители электроэнергии, которым бы это как раз пригодилось, зачастую не имеют для этого дополнительных ресурсов. Поэтому технологии распространяются крайне эпизодически, внедряясь там, где менеджеры компаний совершают своеобразный подвиг.
Уверения чиновников, что цены на энергоносители могут быть повышены лишь «в отдаленной перспективе», специалистов удивляют. По словам президента Института энергетики и финансов Леонида Григорьева, такое повышение – вещь вполне запланированная. «Это, например, входит в наше соглашение с Евросоюзом о вступлении в ВТО. У нас должны расти тарифы по электричеству и газу. Сейчас они подтягиваются примерно на 20% в год. Если учесть фактор укрепления рубля, то в долларах и евро рост идет быстрее», – рассказал «НИ» специалист. Бензин, по его словам, регулируется другими факторами – разрывом между экспортными и внутренними ценами. «Цены просто пытаются подтянуть к мировым. Единственное, что может сделать правительство, – это не дать картелям дружно их повышать. 2007 год – год выборов, поэтому, думаю, рост будет поменьше. А так рост цен на топливо будет и дальше продолжаться в таких рамках, чтобы и поднять, и народные волнения не спровоцировать», – прогнозирует г-н Григорьев.
По словам Михаила Делягина, с точки зрения теории намерение Минпромэнерго абсолютно оправдано, но практика может дать совсем не тот результат. «Именно г-н Христенко некоторое время назад предложил исследовать вопрос, начиная с какой цены на газ в стране начнется эффективное энергосбережение. Выяснилось, что оно пойдет при настолько высоких ценах, что экономика не выдержит, потому что такая цена будет уже смертельной. Сейчас правительство никаких реальных усилий для энергосбережения не предпринимает, а г-н Христенко делает вид, что вообще забыл об этом», – полагает экономист.
Прогнозы на будущее у г-на Делягина не слишком оптимистичные: учитывая, что «Газпром» выполняет еще и некоторую политическую функцию, в будущем ему будет позволено повышать цену больше, чем раньше. С бензином ситуация также безрадостная. «Бензин государство не регулирует. У нас цены на него находятся почти на уровне Нью-Йорка. Помимо России есть только одна страна, экспортирующая нефть, где внутренние цены на топливо как-то связаны с экспортными. Это Нигерия. Вообще же мировой рынок никак не связан с российским, а если бы и так, то правительство должно заботиться в первую очередь о своих гражданах», – убежден эксперт.
Как рассказал «НИ» президент экспертного центра «Неокон» Михаил Хазин, реальная инфляция, вопреки статистике правительства, составила в прошлом году около 30%, а рост цен на бензин был еще выше. «С ценами на нефть на внешнем рынке он никак не связан, скорее речь идет о сговоре монополистов. Не стоит забывать к тому же, что существует и такой скрытый способ повышения цен, как снижение качества бензина. Чтобы с этим бороться, нужно создавать кучу различных институтов по контролю качества и отбирать лицензии у провинившихся. Но подделывают почти все, и в результате таких действий может начаться совершенно бешеный рост цен», – прогнозирует эксперт.
По его словам, для борьбы с ростом цен на энергоносители должна существовать комплексная программа, однако, судя по всему, Минпромэнерго в этом абсолютно не заинтересовано: «Я вообще не знаю ни одной крупной программы, которую это министерство разработало. Вполне возможно, что это связано с давлением западных стран, особенно государств Европы, требующих приведения внутрироссийских цен на нефть и бензин к мировым. Чиновники думают, что раз «там» требуют повышения цен, то зачем что-либо делать для их снижения. Но с точки зрения интересов страны, это – преступление», – уверен г-н Хазин. У сложившейся ситуации есть и еще одно потенциально опасное последствие. «В случае серьезного мирового экономического кризиса, который на данный момент вполне вероятен, мировые цены на нефть упадут, а внутренние останутся на текущем уровне, поскольку у правительства нет реальных механизмов их понижения. В этом случае Россию ждет полный экономический коллапс», – предупреждает эксперт.
КАК БЕРЕГУТ ЭНЕРГИЮ ЗА РУБЕЖОМ
В США в 1975 был принят закон «Об энергетической политике и энергосбережении». Он, в частности, обязал автопроизводителей увеличить пробег новых машин на 1 галлоне бензина с 13 до 27,5 миль. В нем прописано также создание при поддержке государства различных фондов, которые стимулировали бы разработку технологий, работающих на экономию потребления энергии населением и промышленниками, а также оказывали бы финансовую поддержку тем компаниям, которые брались за переход на новые технологии. В результате с 1979 по 1986 год ВВП США увеличился на 20%, а потребление электроэнергии сократилось на 5%. В нескольких десятках штатов до сих пор действуют общественные страховые фонды, куда все потребители электроэнергии платят небольшие суммы (примерно около 0,1 цента за каждый киловатт-час), которые идут на решение задач энергосбережения.
В Европе энергозатратность экономики снижают через потребителей. Примерно половину стоимости бензина в большинстве стран Старого Света составляют налоги. В результате моторное топливо здесь более чем вдвое дороже, чем в США. Кроме того, в Германии действует программа стимулирования потребления энергии возобновляемых источников (гидроэнергетика, ветровые, солнечные станции).
В Японии для любой техники – автомобилей, кондиционеров, телевизоров, осветительных ламп и т.п. – законом установлены жесткие нормы расхода энергии, для зданий – нормы потери тепла. Эти нормы постоянно ужесточаются. На каждом предприятии должны быть в штате специальные лицензированные энергоменеджеры, которые следят за эффективностью потребления энергии в компании.
АНАСТАСИЯ МАЛАХОВА, МИТРИЙ МИГУНОВ
Новые Известия от 18.07.06
*