Самарский психоанализ в действии. Кто посещает консультации психотерапевтов и сексологов? Можно ли по речи и жестам клиента узнать его психотерапевта? Откуда берутся вожди тоталитарных сект.

Радий Ихсанов: Иногда бывает достаточно поставить вопрос о проблеме, чтобы она решилась.

Радий Ихсанов – сексолог, кандидат психологических наук, доцент. (Общественный фонд «Здоровье нации», Центр психоанализа)

Ленин и психотерапевт – «близнецы-братья»

Можно ли говорить об определенном «социальном типе» людей, обращающихся за помощью к психотерапевтам?

Если говорить о мужчинах, то, вне всякого сомнения, это бизнесмены. Это молодежь в возрасте от шестнадцати до тридцати лет. Реже обращаются «синие воротнички», то есть выходцы из рабочей среды. И еще одно любопытное наблюдение – часто «поставщиками клиентуры» являются определенные факультеты. Прежде всего, психологические. Как правило, с удовольствием ходят к психотерапевтам студенты-заочники. Это взрослые люди, которые поступают на психологический факультет, путая факультет с кабинетом.

Что же касается разницы между «технарями» и «гуманитариями», то, пожалуй, преобладают первые. Объяснение – в особенностях их мышления и образования.

Говорить о том, что представители каких-то определенных профессий посещают консультации, довольно сложно. Поскольку я работаю в качестве сексолога, выяснение подробной личной информации выглядит не всегда этично. Именно поэтому я часто предлагаю своим клиентам называться вымышленными именами.

Ваши клиентки — чаще неработающие женщины?

Скорее наоборот. Как правило – это самостоятельные работающие женщины, имеющие возможность оплачивать консультации. Часто занимающие высокие должности. Практически не бывает преподавателей. Любопытна ситуация с журналистами: после интервью, «за кадром», они подходят со словами «А можно, я как-нибудь зайду к вам на консультацию со своими вопросами?». И… не приходят. Иногда бывает достаточно поставить вопрос о проблеме, чтобы она решилась. Я это приветствую!

Получается, что с одной стороны, журналисты «оценивают» вас как специалиста, а с другой – вполне способны справиться со своими проблемами самостоятельно.

Вы понимаете, высшая оценка профессионализма, на мой взгляд, заключается в отсутствии «оценки». В приписывании всех достоинств самому себе, — после встречи со специалистом. Это — высшая похвала тому, что ты делаешь.

Хотя, нельзя не признавать и то, что законы бизнеса, принципы самоутверждения диктуют иное отношение к специалисту и предполагают «обязательный пиетет» к психотерапевту. Потому так нередки случаи, когда клиенты-пациенты психотерапевтов становятся вождями тоталитарных сект. В этой связи мне нередко приходилось «узнавать» по манерам и особенностям речи некоторых девушек и юношей их психотерапевтов. Конечно, знакомых мне психотерапевтов.

Как это?

А в этом нет ничего удивительного. Если «я» кого-то наделяю мудростью, способность управлять моей жизнью, я начинаю «себя под ним чистить», я начинаю «жить по нему», я начинаю «жить его мыслями» и… попадаю в капкан. Теряю свое. «Другим я никогда не стану». В результате превращаюсь в известный продукт в проруби. Эти люди растеряны, они, безусловно, «умеют говорить», но вещают, как правило, стереотипные истины, поскольку своих у них нет. И вот эта неудовлетворенность делает их внутренне агрессивными. Они постоянно всем что-то доказывают, у них комплекс миссионерства. Такое частенько встречается.

Горе от ума

Вернемся к теме «мужчины и женщины на приеме у психотерапевта».

Как правило, и те, и другие – люди образованные. Дело в том, что решение какой-либо ментальной задачи – прерогатива работающих головой, а не руками, — согласитесь. А решение психологической проблемы – это усилие ума. Тут уж ничего не поделаешь. Поэтому, главным образом, клиентами-пациентами психотерапевтов есть и будут люди образованные.

Горе от ума…

Если угодно – да. Жизнь так устроена, чем больше познаешь, тем больше умножаешь скорбь. Не нами сказано. Экклезиаст. Может сложиться впечатление, что мы попадаем в западню. На самом деле это не так. Важен не результат, важен процесс. Когда мужчина задумывается над тем, «чего он стоит» в постели с женщиной, он обречен на неудачу. Вместо того чтобы наслаждаться процессом общения, телесного, эмоционального и пр., он думает «о своем». Так же как и женщина — в погоне за оргазмом его теряет.

Предыдущий материал по теме:

В Самаре секс есть. Избранные места из беседы с сексологом.

Беседовала Ольга Петропавловская,

обозреватель Медиа Группы «Ваш выбор»

*